Без рубрики        19 января 2012        517         0

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Протоиерей Александр Кравченко

 
После мрака ночи не сразу наступает светлый день, но прежде заря своими лучами пробуждает природу. И в духовной природе также прежде появления светлого христианского дня, до прихода Солнца Правды Христа Бога нашего, как заря, явился Предтеча Господень Иоанн, чтобы пробудить человеческие сердца, подготовить их к приятию Солнца Истины.
Первым словом, которое прорезало, как молния глубокую тьму человеческой жизни было: «Покайтесь». И, как Утешение, зазвучали следующие радостные слова: «Приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3,2). Услышав глас Иоанна, люди спрашивали, что им делать? Сам вид пророка, его бледное лицо, длинные волосы, вид постника, пребывавшего в Заиорданской пустыне и одевавшегося в верблюжью шкуру производил впечатление. Горящий взор проникал в сердца слушающих, слова потрясали. Иоанн говорил людям, чтобы они творили добрые дела, оказывали милосердие нуждающимся, не клеветали. Многие слушавшие вдохновенного пророка принимали от него крещение, входя в Иордан. И колыхалась река от множества входящих в её струи. Иоанн говорил, что его крещение имеет подготовительное значение, что следом за ним будет спасительное крещение, что Идущий за ним «будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф. 3,11). Иоанн поучал людей о скором приходе Агнца Божия, подготавливая их духовные очи к зрению великого спасительного дня. И когда учил Иоанн народ, в это время по зеленеющей Иорданской долине к нему шёл Иисус аз Галилеи. Затрепетал пророк, смолкла его речь, вглядывался Иоанн в дивного Путника. Господь подошёл и стал просить пророка, чтобы тот крестил Его. Вновь затрепетала душа проповедника покаяния, Предтечи Христа, и говорил он: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3,14). Господь сказал в ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду»(Мф. 3,15). Пророк повинуется и вводит Христа в Иордан. Затрепетали Иорданские струи, омываясь от безгрешного тела Мессии, получая Святость, дивилось небо и радовались Ангелы, видавшие, как освящается вод естество, отверзлись небеса, и слышен был голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф. 3,17). И Святой Дух сходил на Иисуса в виде голубя, свидетельствуя Его Богосыновство и исполняя Его силою на предстоящее великое служение человеческому роду. Что совершалось в это время в душе Христа? Какая чудная беседа безмолвно протекала между сердцем Иисуса и Богом-Отцом? Пророчества древних пророков свидетельствуют, что говорил Господь о исполнении воли Божией, посольстве в мир, посвящении на служение человеческому роду.
Дивился Иоанн и народ, видя это необычайное крещение. Мы недостойны созерцания этого таинства, необходима особая духовная жизнь, чтобы прозреть невидимое, но мы вспоминаем своё спасительное крещение, когда и над нами также раскрывалось небо, и Отец Небесный признал нас за своих детей, и Дух Святой также во время нашего крещения освящал нас, когда мы входили в этот мир. Мы не видели невидимых знаков знаков милосердия и Божественной любви, но они возлагались на нас. Видимый знак этого возложения крещенский крест, который и теперь возлежит на нашей груди. Крест, возлагаемый при крещении, служит постоянным напоминанием о том, что мы дети Божии. Это дивное знамя нашего спасения, которое мы должны почитать, как знак особого благоволения Господа. Много и других знаков полагались на нас во время святого крещения, как знак усыновления и послушания: мы причастны к великой силе Божией, сочетаясь нравственно с Господом. Наше крещение напоминает постоянно и о необходимом пребывании нашем в кротости и милосердии.
С высоких гор ручьи текут в долины и они, орошаясь, цветут различными цветами, приносят плоды деревья, зеленеют благоуханными травами, а высокие и надмевающиеся горы обнажены, не имеют растительности. Так и сердца кроткие и смиренные орошаются ручьями благодати Божией, а с надменных сердец всё скатывается вниз. Не орошает благодать гордецов, кичащихся надмением своим. Поэтому и призывает нас всех Предтеча Господень Иоанн покаянием, в смирении уготовать путь Христу в нашей душе. Сегодня Церковь приглашает во смирении и кротости ощутить радость Богоявления, Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Праздник Крещения Господня является и Богоявлением. При крещении Христа произошло явление Пресвятой Троицы и торжественное явление Божества Иисуса, Вступившего в Своё открытое служение ради искупления мира. Это двунадесятый праздник. В постановлениях апостольских и толкованиях отцов Церкви объяснено название праздника Крещением и Богоявлением Господа. Святой Иоанн Златоуст говорил: «Не в тот день, в который родился Спаситель, следует называть явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Своё он сделался известен, но через крещение. Поэтому Богоявлением называется не день, в который Христос родился, а тот, в который Он крестился». Блаженный Иероним Стридонский сообщает: «В рождении Своём Сын Божий явился миру сокровенно, но в крещении Он явился совершенно».
В первые три века христианства, когда гонение обрушилось на Церковь и стесняло свободу богослужения, в некоторых восточных церквях праздник Крещения Спасителя соединялся с праздником Рождества Христова.
После Пасхи, Воскресения Христова праздник Крещения, Богоявления Господня древнейший и торжественнейший праздник Православной Церкви. Начало его в апостольском веке. Климент Александрийский во II веке говорит о праздновании Крещения Господня и ночном служении перед днём этого праздника. Замечательные поучения, произнесённые на Крещение, оставили нам священномученик Ипполит и Григорий Неокесарийский (III век), Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин (IV век). Отцы Церкви – Анатолий Константинопольский (V век), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII век), Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Герман Константинопольский (VIII век), Иосиф Студит, Феофан и Византий написали песнопения, которые Церковь воспевает по сей день на праздник Крещения.
Канун или навечерие праздника Крещения называется ещё сочельником. В этот день полагается «сочиво обварено или кутия с медом». Совершаются в крещенский сочельник царские часы и Литургия. В навечерие Богоявления (18 января), также как и в сам день Крещения, совершается великое освящение воды. Водоосвящение, совершаемое накануне и в день Крещения называется великим в связи с особой торжественностью обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Спасителя, в котором Церковь видит первообраз таинственного омовения грехов и действительное освящение воды, благодаря погружению в её естество воплотившегося Бога. В молитве водоосвящения священник просит Господа, чтобы «вси почерпающие и причащающиеся воды имели её к очищению душ и телес, к исцелению страстей, к освящению домов и ко всякой пользе изрядной».Освященная вода называется великой агиасмой – святыней. Священнослужители обычно в навечерие и сам праздник (18 и 19 января) входят в дома христиан, окропляя их святой водой. Святой Иоанн Златоуст так говорит о ней: «И ныне знамение благодатной силы Богоявленской воды бывает явственной, не растлевающееся вод оных естеству (не портящихся) со временем».
Канун праздника Крещения – день постный. Перед принятием пищи следует испить глоток святой воды.
В тропаре (краткой песни празднику) поёт Церковь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Русский перевод этого песнопения звучит так: «Господи, когда Ты крестился в Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя (видимо) подтверждал истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе».
В кондаке (священная песнь, выражающая кратко суть праздника) поётся: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси, и явился еси, Свет неприступный».
В русском переводе: «Ныне, Ты Господи, явился вселенной и свет Твой озарил нас, с разумением воспевающих Тебя: Ты пришёл и явился, свет недоступный».
Пропоём же в день Крещения Господня величание Христу: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившегося от Иоанна в водах Иорданских».
 
Протоиерей Александр КРАВЧЕНКО, магистр богословия
http://www.otechestvo.org.ua/main/20071/1901.htm

 

Январь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031