Без рубрики        08 февраля 2010        858         0

За дистанционной партой

Крымские дети получают московский аттестат

«Утечка мозгов» 90-х годов принесла такой ущерб экономике стран СНГ, что никакому кризису и не снилось. Заманить разъехавшихся по всему свету талантливых людей назад уже ничем не удастся. Зато вернуть можно детей тех, кто уехал, или волей судьбы и политиков, спровоцировавших распад СССР, оказался в другой стране.

Речь идет о программе «Московский аттестат», учрежденной в 2003 году столичной мэрией. За это время сотни детей соотечественников дистанционно обучались в Открытой русской школе, получили московские аттестаты и поступили в вузы России. Уже на следующий год после начала действия этой программы с ней начала работать Русская община Крыма.

Депутат Верховного совета Крыма, член президиума Русской общины Крыма Лариса Чулкова с 2004 года помогает крымским школьникам в дистанционном обучении. Попробовать свои силы может любой желающий. Для этого не нужно никому доказывать, что ты русский. Раз пришел, заинтересовался – значит, тебе это близко и нужно.

Происходит все, на первый взгляд, очень просто: ученик получает диск с заданиями по российской программе обучения, которые ему нужно выполнить и отправить по электронной почте в Москву. Там его работу оценивают и, если уровень подготовки соответствует требованиям (а он почти всегда им соответствует, так как за дистанционное обучение ленивые просто не берутся), ученика приглашают в Россию для сдачи экзаменов (сейчас это ЕГЭ). После их успешной сдачи, получив аттестат и сертификат, крымский выпускник может поступать в любой российский вуз.

Лариса Чулкова

На деле, конечно, все намного сложнее. Не каждый школьник решается на то, чтоб учиться одновременно в двух школах, причем по разным программам. И, по словам Ларисы Владимировны, не все способны довести начатое до конца: «Многие берут диск, загораются этой идеей, говорят, что будут учиться, будут стараться, но постепенно прекращают работать. До финиша доходят самые трудолюбивые и серьезные».

Впрочем, программа и рассчитана на них. В какой-то мере она – хороший способ для России восстановить прежний уровень интеллектуалов. «Утекшие мозги» 90-х уже не вернуть, но можно привлечь и воспитать новые. А для наших детей российское образование куда более привлекательно, чем то, которое предлагают местные учебные заведения.

Трое счастливчиков, которые получили свой билет в студенческую жизнь благодаря дистанционному обучению в московской школе, на данный момент как раз отдыхают в Крыму после сессии. С ними Лариса Владимировна нас и познакомила.

Надежда Тихомирова

Надежда Тихомирова закончила программу «Московский аттестат» в 2005 году. Сегодня она студентка московского Государственного института русского языка им. Пушкина: «В феврале мне дали диск с заданиями по семи предметам, а 20 марта (я хорошо запомнила эту дату) их нужно было уже сдать. Два из них были на выбор. Обязательные: история России, математика и русский язык. Заданий было очень много, больше тысячи. Но я их выполнила. Когда все было сдано, поехала в Москву». ЕГЭ тогда еще не было, сдавали обычные экзамены. Надя попала в двадцатку лучших, поэтому свой аттестат получала в московской мэрии, в торжественной обстановке. Сейчас она уже пишет диплом по лексико-семантическим полям русского языка и подрабатывает в Ассоциации дополнительного профессионального образования. Ее должность – менеджер по организации учебного процесса.

«Надежда Тихомирова — одна из тех, чье имя нестыдно произносить, — рассказывает Лариса Чулкова. — Я встречалась с ведущими преподавателями того университета, где она учится. Они говорят, что Надя – их лучшая студентка».

Екатерина Попович

Екатерина Попович, выпускница 2008 года из Кировского района Крыма, — будущий инженер-биотехнолог. Учится на втором курсе Московского государственного университета биотехнологий. Спрашиваю, можно ли получить такую специальность на Украине. «Да я даже не узнавала, — отвечает девушка, — изначально хотела ехать учиться в Россию. Поэтому, когда кто-то из знакомых рассказал о Русской общине и об этой программе, я сразу заинтересовалась. Тогда много говорили о разнице в украинской и российской программах, вот я и решила подстраховаться, потренироваться на дистанционном обучении, чтобы потом было легче».

Сегодня одна из основных проблем украинских выпускников, которые хотят учиться в России, — это ЕГЭ по истории России. Если язык и литературу наши дети знают хорошо, то вот с историей их ожидают большие трудности. Всю школьную программу приходится изучать самостоятельно, ведь в Крыму даже репетиторов по этому предмету попросту нет.

Василий Кононов — из тех, кто воспринимает учебу не как тяжелый и кропотливый труд, а как интересный и увлекательный процесс. Выполнять задания для дистанционного изучения он начал из интереса.

 Василий Кононов

Из чистого же интереса самостоятельно освоил историю России. По этой же причине пошел и сдал ВНО. Таких, как он, трудности не пугают, а забавляют. ЕГЭ по русскому языку Василий сдавал как раз на последний звонок: «Пока мои одноклассники праздновали, я проходил тестирование. Но было весело, собралась очень хорошая компания. Особенно веселые ребята были из Киргизии и Узбекистана. Одна узбекская семья даже устроила фонд помощи: спрятавшись в укромном уголке, снабжала всех без разбору шпаргалками. Их быстро заметили, но они придумали еще один способ, о котором я рассказывать не буду».

«Неужели на ЕГЭ можно пользоваться шпаргалками, — удивляюсь я, ведь у нас только и говорят о том, что на ВНО списать невозможно. «Да, были такие, что списывали. Когда я ВНО сдавал, там шпаргалок ни у кого не было. Но ЕГЭ сложнее сдавать, особенно по математике. Очень сложные задания были. Здесь у меня по математике была пятерка, а в России – четверка».

Василий рассказывает, что в России тестирование не любят так же, как и у нас. Во-первых, его сложно сдать, во-вторых, вузы привыкли видеть своих абитуриентов, оценивать их воочию, а не по безликим цифрам набранных баллов. Сегодня он учится в Таганроге в Южном федеральном университете. Специальность – техническая эксплуатация летательных аппаратов. В детстве он, как и многие мальчики, мечтал о полетах, но так и не преодолел страха высоты. «Если нельзя летать — буду хоть строить или ремонтировать самолеты», — пожимает плечами возможно будущий авиаконструктор. За свое будущее он не беспокоится: студенты с его факультета проходят практику ни много ни мало в компании «Боинг». Лучшие там же и трудоустраиваются.

А эти ребята действительно лучшие. Все они учатся на отлично. Только Катя не получает повышенную стипендию и то потому, что в ее вузе иностранцам платят по общему тарифу. Правда, размер российской стипендии столь же невелик, как и на Украине. Василий рассказывает, что ее хватает на пару недель обедов в студенческой столовой.

«Останетесь на стодневку?» — спрашиваю. Людмила Владимировна дополняет: «Да им одноклассники, наверное, завидуют». Чего уж там, я и сама уже завидовала им, причем не так тому шансу, который им подарила жизнь, как их целеустремленности и желанию учиться.

Как только речь зашла о сверстниках, Вася, Надя и Катя заметно погрустнели. Из их одноклассников далеко не всем удалось хорошо устроиться, поступить на бесплатную основу, а перспективы трудоустройства и качество образования оставляют желать лучшего. «Грустно, когда пересекаешь границу и вместо хороших дорог и засеянных полей видишь ухабы, упадок. Все какое-то убогое, бедное, уровень жизни ниже. Обидно на это смотреть, — делится своими мыслями Надя. — Я люблю Крым и буду сюда всегда приезжать, но очень хочется, чтоб здесь все тоже как-то наладилось».

Мой вопрос, что должна сделать Украина, чтоб они вернулись сюда и работали в этом государстве, их немного озадачил. Первой среагировала Катя: «Янукович вроде обещает русский язык и двойное гражданство». «Точно, — подхватил Вася, — вот если б не было этих границ, этой разницы… Мы ж не бросаем эту страну. Вот я как-то сказал своему завкафедрой, что я иностранец, приехал из Крыма. Так он мне ответил: «Молчал бы лучше! Какой же ты иностранец?».

Грустно, конечно, что умным детям тяжело в полной мере реализовать свой потенциал дома. То, что они уезжают в Россию, – это не потеря. Потеряем мы их, если все они разъедутся по Европе, Америке. Ведь там молодых и качественных «мозгов» тоже очень не хватает, и они всячески привлекают наших талантливых студентов. Впрочем, в бочке меда всегда есть ложка дегтя. И Россия, как и Украина, введением государственного тестирования практически закрыла свои вузы для выпускников других стран. Такие программы, как «Московский аттестат» нацелены на то, чтоб дать возможность хотя бы самым лучшим учиться в Москве. Так что границы у нас теперь не только территориальные, но и образовательные.

Впрочем, всегда найдутся те, кто захочет их преодолевать…

Татьяна Береговая

«Крымское эхо»

 

Февраль 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728