Новости, Феодосийская организация        28 января 2023        621         0

К 151-й годовщине со дня рождения К.Ф. Богаевского

24 января в Русском культурном центре г. Феодосии прошли памятные мероприятия, посвященные 151-й годовщине со дня рождения знаменитого на весь мир художника, жителя Феодосии Константина Богаевского. Мероприятия состоялись по инициативе Феодосийской организации Русской общины Крыма.

В помещении Русского культурного центра г. Феодосии собрались феодосийцы и гости нашего города, которым дорога память легендарного «певца Киммерии» и его великое творческое наследие. Зал был полон.

«Главный художник Феодосии номер два» – Богаевский – феодосиец от рождения, подлинный патриот родного города. В Богом Данной и сосредоточено самое большое количество его произведений. Только в собрании Феодосийской галереи имени Айвазовского свыше пятисот его живописных и графических работ. Это самая крупная в мире коллекция произведений Константина Федоровича.

Памятное мероприятие прошло в формате лекции. Блестящую лекцию, посвященную жизни и творчеству К.Ф. Богаевского, прочитала старший научный сотрудник Феодосийской картинной галереи Ольга Гутман. Ольга Романовна привела подробный биографический материал о К.Ф. Богаевском, о творчестве знаменитого художника в сопровождении специально подобранного видеоряда. Поведала она и о современной работе галереи по изучению творчества Константина Богаевского. В частности, о его эпистолярном наследии. В архиве галереи Айвазовского находится обширная переписка Богаевского с широким кругом лиц. Особенно значительны материалы, касающиеся творческих связей Константина Федоровича с другими художниками: М.П. Латри, А.В. Григорьевым, С.И. Лобановым, Н.И. Пискаревым, Ю.Л. Оболенской, В.К. Кандауровым, А.П. Остроумовой – Лебедевой, с искусствоведом и философом С.Н. Дурылиным. В этой переписке отразились взгляды К.Ф. Богаевского на искусство, свое место в нем, на роль художника в обществе. Статьи, видео сюжеты об этом и прочие интересные материалы доступны на сайте галереи всем желающим.

Константин Федорович Богаевский (24.01.1872 – 17.02.1943) – живописец, акварелист, литограф, признанный мастер исторического пейзажа. Его творчество тесно связано с древней землей восточного Крыма, с родным городом Феодосией. Он глубоко чувствовал и понимал скупую неповторимую красоту этих мест, и стал, по образному выражению М.А. Волошина, «голосом этой древней земли». В детстве его любимым занятием было рисование, а первым наставником в искусстве стал феодосийский художник А.И. Фесслер известный пейзажист, ученик И.К. Айвазовского. Одновременно начинающий художник посещал мастерскую прославленного мариниста, где по его воспоминаниям «срисовывал карандашом морские виды».

В 1891 г. он поступил в Петербургскую Академию художеств. Из шести лет, проведенных в ней, наиболее плодотворными были годы учебы у А.И. Куинджи, который с 1894 г. руководил пейзажной мастерской. В мастерской Куинджи Богаевский приобрел не только учителя, в котором нуждался, но и верных друзей и единомышленников среди других учеников. Все они были незаурядные личности и оставили яркий след в истории русской пейзажной живописи. Куинджи сумел воспитать блестящую плеяду пейзажистов. Вот имена некоторых из них: А. Рылов, Н. Рерих, В. Пурвит, Ф. Рущиц, А. Борисов, В. Зарубин, Е. Столица, М. Латри.

Жизнь мастерской Куинджи была насыщенной и яркой. В дневные часы ученики писали натюрморты, копировали по своему выбору пейзажи известных мастеров. Но главное, они учились обдуманно и серьезно работать над натурой и над картиной. Этой цели служили этюды и эскизы. Этюды писались в основном во время летних каникул. Летом 1895 года Куинджи повез учеников в свое крымское имение Ненели-Чукур. Это было счастливое и деятельное лето. С утра шли на этюды, в 12 часов обедали, вечером веселились. Обязательным было чаепитие, причем чай разливал Константин Богаевский. Не жалея ни времени, ни сил, с утра до ночи, Куинджи находился среди своих учеников. Он говорил с ними о жизни, искусстве и мастерстве. Любил повторять, что главное – это «внутреннее» в картине; от учеников требовал смелого, новаторского подхода к искусству и еще честного отношения к нему: «Искусство не игра для развлечения. Играть с искусством тяжелый грех».

Они не только работали вместе, но и отдыхали, ужинали вместе, музицировали. Кстати, Богаевский хорошо играл на гитаре. Идея тесного общения и совместного творчества дала блестящие результаты: все ученики Куинджи прекрасно показали себя на выпускных экзаменах в Академии. Один из журналистов писал: «Стольких так хорошо написанных пейзажей не было до сих пор ни на одном из предшествующих курсов».

В конце апреля 1897 года Куинджи за свой счет везет всех за границу. Богаевский впервые побывал в галереях Берлина, Дрездена, Парижа. Вернувшись в Феодосию, он, как верно заметил М.А. Волошин, «стал голосом» древней крымской земли, «…стал им естественно, неизбежно и бессознательно, как только нашел свой путь в искусстве».

К.Ф. Богаевский принимал участие в выставках популярных творческих объединений «Московского товариществ художников», «Союза русских художников» и «Мира искусства». В 1911 – 1912 гг. мастер по заказу написал 3 панно для особняка З. Морозовой в Москве. 1920-е гг. для художника были насыщены многими событиями. В 1921 г. он стал членом Общества охраны памятников искусства (ОХРИС). С 1922 г. в народной художественной студии, созданной при галерее имени И.К. Айвазовского, вел мастерскую живописи, а затем участвовал в организации рисовальной школы и много времени уделял деятельности в галерее. В 1923 г. подготовил к выпуску уникальное издание – альбом автолитографий, посвященный историческому пейзажу Крыма. 30-е гг. – период творческого подъема художника. Он создал большие пейзажные акварели, воспевающие природу Крыма, изысканные по колориту и совершенные по композиции. В его искусстве появились новые темы. Он активно работал над индустриальными пейзажами, став одним из родоначальников этого жанра. Он писал Днепрогэс, Донбасс, заводы Мариуполя, создал цикл произведений «Города будущего».  

В 1933 г. К.Ф. Богаевскому было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В конце 30-х – начале 40-х гг. были созданы самые значительные романтические и философски переосмысленные произведения мастера.

Начало Великой Отечественной войны застало Богаевского в Феодосии. Он не стал покидать родного города и продолжил работу. Художник погиб во время бомбежки в Феодосии 17 февраля 1943 года.

Вклад К.Ф. Богаевского в развитие отечественной живописи является бесспорным. Зрелый период его творчества связан с плодотворной работой над собирательным образа исторического крымского пейзажа. Картины мастера стали более эпическими и монументальными. Они отмечены цельностью колорита и панорамностью композиции.

В то время К.Ф. Богаевский писал: «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой земли – величавой и прекрасной, торжественной и грустной. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником». 

Константин Лепер

 

Январь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031