Без рубрики        17 мая 2017        725         0

Емкое, стремительное, мужественное слово «ас»

Статья о летчике Алексее Жилине
 
Одна на всех, как пелось в известной песне, оплаченная миллионами жизней, сложенная из фронтовых подвигов героев и ежедневного труда в тылу, выкованная из смелости, мужества и отчаянных мер – Великая Победа досталась нам немалой ценой. Она – наше главное общее достояние, собранная из множества «кусочков» – историй отдельных людей, приближавших победную весну. Вряд ли даже самые внимательные и скрупулезные историки смогут сказать, чей выстрел, чья ночная атака или какая вовремя принесенная разведчиком информация стали решающими, переломными в Великой Отечественной войне. Кто-то вошел в летописи истории, кто-то остался безымянным солдатом. Одни погибали в первом же бою, другие дошли до самого Берлина. Все они – победители, заслужившие безграничное уважение и вечную память потомков.
К сожалению, годы берут свое, и такая свежая в памяти Великая Отечественная на самом деле завершилась более семидесяти лет назад. С каждым годом ее живых свидетелей и участников остается все меньше, а встречи однополчан и фронтовиков невольно воскрешают в сознании строки Марины Цветаевой: «Уж сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали!». Хранители подлинной истории, в которой нет места сухим фактам, зато есть живые рассказы о криках «В атаку!», затишьях, отчаянных боях, выигранных вопреки всем правилам стратегии и тактики, и товарищах, вынесенных с поля битвы, покидают нас. К счастью, они остаются живы в сердцах и памяти их детей и внуков, и связующая поколения нить не позволяет предать забвению уроки прошлого. 
– Отец ушел добровольцем в январе 1941 года, ему было 17 лет. Учился в Армавирской военной авиационной школе, затем в ней же остался инструктором – готовил летчиков для фронта, – вспоминает депутат Государственного Совета Крыма Анатолий Жилин. – В июне 1943 года стал перегонять полученные по ленд-лизу из США самолеты по маршруту Фэрбенкс (Аляска) – Красноярск.
Советскому Союзу, вероломно атакованному фашистской Германией и не готовому к военным действиям, не хватало техники – заводы работали день и ночь, но нужно было больше танков, самолетов, автомобилей и оружия, чтобы возмещать потери на передовых. Обещание снабдить страну необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же после нападения Германии, то есть 22 июня 1941 года. 1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский протокол о снабжении СССР, затем были Вашингтонский, Лондонский и Оттавский протоколы, продлевавшие поставки до конца войны.
 
Алексей Жилин (крайний справа) с товарищами. 
 
 
Ленд-лиз хоть и не был панацеей, но и отрицать вклад союзников в победу бессмысленно – цифры говорят сами за себя. Например, полученные по этой линии танки составили 12,3% от общего количества произведенных или поставленных в СССР танков в 1941–1945 годах. Только из США мы получили почти полтора десятка тысяч самолетов, перегонять которые пришлось в том числе и отцу крымского депутата Алексею Жилину, тогда совсем еще юному пареньку, едва справившему двадцатилетие. 
– Красноярская воздушная трасса начала действовать в октябре 1942 года. Авиаторы из США доставляли технику на Аляску, в Фэрбенкс, где уже наши летчики принимали самолеты и перегоняли в Красноярск, преодолевая расстояние в 6,5 тысячи километров. Помимо авиатехники, этим путем доставляли различные военные грузы, перево­зили дипломатов и военных специалистов, – вспоминает по рассказам отца Анатолий Жилин.
Специально для этих целей было создано пять перегоночных авиационных полков 1-й перегоночной дивизии, в 5-м авиа­полку и служил Алексей Жилин. Перегонять истребители приходилось в том числе в боевые полки, садиться в пургу и ветер на фронтовые, почти не оборудованные аэродромы. За время войны молодой летчик Алексей Жилин перегнал 280 самолетов в неосвоенные места, не предназначенные, казалось бы, для посадки, садился за штурвал двух десятков различных типов самолетов и налетал за время службы 3200 часов. 5 ноября 1944 года 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени.
После окончания Великой Отечественной войны и завершения поставок по ленд-лизу авиадивизия была расформирована, но Алексей Жилин продолжил службу в реактивной боевой авиации, снискав славу среди летчиков-североморцев. Имя аса не раз упоминалось в газетах тех лет – старые, пожелтевшие от времени вырезки до сих пор хранятся в семье крымского парламентария Анатолия Жилина как наглядное подтверждение заслуг отца, награжденного четырьмя боевыми орденами и дюжиной медалей. Например, газета «Красная звезда» от 30 мая 1976 года писала: «Почему стареют такие хорошие, сильные слова? Ас. Какое емкое, стремительное, мужественное слово… Почему-то порой робко поднимаем на щит людей, достойных высокой славы. Но ведь среди лучших есть люди, поднявшиеся на такую вершину мужества и мастерства, что знать о них должны так, как знали в свое время о Чкалове, Водопьянове, Серове. Может, нет ныне Серовых, Чкаловых? Есть. Есть и в нашем летном строю бойцы вершинного эшелона». 
Среди тех, кто, по мнению газетчиков, имел право называться асами, наряду с Героем Советского Союза главным маршалом авиации П. Кутаховым, генерал-полковником авиации А. Мироненко, маршалом авиации А. Ефимовым звучит и имя Алексея Жилина. «Командование направило его в другую часть: пилоты здесь никак не могли освоить взлет и посадку на новых машинах ввиду особых условий аэродрома. Стояла зима, лютая, пуржистая, потом с океана хлынули выносные туманы. И все же Алексей Иванович на новейшем по тому времени истребителе «оседлал» непокорную полосу и доказал, что здесь можно взлетать и садиться почти при любой погоде. Психологический барьер рухнул, полк уверенно стал набирать высоту», – бумажная память газетной полосы хранит историю маленького эпизода из жизни летчика.
Отдав 20 лет службе, Алексей Жилин демобилизовался в звании подполковника, будучи летчиком первого класса. За эти годы ас служил в морской авиации Северного, Балтийского и Черноморского флотов и везде оставил о себе добрую память среди сослуживцев, подарив крылья и умение летать многим и многим ребятам. И, конечно, память о летчике бережно хранят его потомки, дети, внуки и правнуки, для которых отец и дед навсегда останется героем, образцом служения Родине и покорения высот.
 
Анастасия Свиридова,
Источник: «Крымские известия», 5.05.2017
 

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031