Без рубрики        31 июля 2012        592         0

Станет ли Лаки Крымской лаврой?

Очередное выездное совещание рабочей группы под руководством председателя Постоянной комиссии ВС АРК по культуре Сергея Цекова прошло не в привычных офисных условиях, а под открытым небом – на месте трагической гибели жителей греческой деревни Лаки в Бахчисарайском районе. Это поселение, варварски стертое с лица полуострова в годы Великой Отечественной войны, называют крымской Хатынью. Когда-то здесь кипела жизнь: люди растили детей, создавали семьи, а в годы войны отважно помогали партизанам вести борьбу с фашистскими захватчиками. Говорят, во многих селах были предатели, доносившие оккупантам о ходе событий, а в Лаки – не было. За это жители греческой деревни и поплатились: мужчины были расстреляны, женщины и дети зверски сожжены заживо.
 
«Лучший памятник – храм»
Камня на камне не осталось от населенного пункта: сегодня здесь нет ни намека на деревню. Куда ни взглянешь – повсюду простираются луга, холмы, зеленые и высушенные солнцем бурые долины, обрамленные вершинами гор… Земля восстановилась от былых ран, скрыв пепелище под зарослями степной травы. Теперь лишь развалины церкви Святого Луки, выделяющиеся на фоне пустоши, неестественная тишина и спокойствие заставляют задуматься о трагических событиях, произошедших в этих местах. Более умиротворенное место, так подходящее для молитв и отрешенной от человеческих страстей жизни, сложно представить. Уже восемь лет вдали от цивилизации и мирской суеты в долине рядом с храмом живут монахи. Все это время они видели, как дряхлеет святыня. Однако без разрешения на реконструкцию ничего не могли сделать: лишь на свой страх и риск подставляли палки и дощечки в оконные проемы и под своды, чтобы строение не рухнуло. Сегодня уже не церковь, а руины выделяются на фоне гор. Купола нет, сквозь оконные проемы и щели в стенах внутрь заглядывают солнечные лучи и виднеется прозрачное, нежно-голубое небо. Храму, а вернее, тому, что от него осталось, более ста лет, но и сегодня в основные церковные праздники здесь проходят службы. Без сомнения, церковным сводам необходим ремонт, однако вместе с работами по реконструкции изменить внешний вид может не только святыня, но и окружающая ее местность.
Согласно постановлению Верховного Совета Крыма территория бывшей греческой деревни Лаки объявлена культурно-историческим памятником местного значения, на этих землях планируют создать мемориальный комплекс. Однако принять решение недостаточно, необходимо приступить к его реализации, а на этом этапе работы, как правило, появляются камни преткновения.
Несмотря на пронизывающий ветер, гуляющий по степи, заседание прошло жарко.
– Наша цель – сохранять историческую память, – объяснил Сергей Цеков. – Мы искренне хотим, чтобы здесь был духовный мемориально-исторический комплекс, но существуют разногласия и сложности в общении между заинтересованными сторонами. Чтобы найти компромисс и выявить приоритетные проблемы, мы собрались непосредственно на месте, судьбу которого решаем.
– Лучший памятник погибшим – храм, нужно начать работу по его восстановлению, –  считает отец Калинник. – Мы уже два года собираемся, разговариваем, а церковь продолжает разрушаться.
Готовы документы, разрешающие приступить к реставрационным работам, а в бюджете заложен миллион гривен на реконструкцию храма. Вот только деньги выделены лишь на бумаге, а фактически средств нет.
– Мы же дождемся, что церковь рухнет, – обеспокоен депутат ВС Крыма, председатель Греческой общины Крыма Николай Сумулиди. – Главное – «выбить» положенный миллион и укрепить свод. Если не поторопимся, потеряем и эту возможность.
 
Лебедь, рак и щука…
По-видимому, не для всех присутствующих этот вопрос оказался приоритетным: члены греческой общины Бахчисарайского района больше интересовались тем, как «отвоевать» территорию вокруг церкви. Как оказалось, они хотят восстановить деревню, получив здесь земли под строительство частных домовладений. Монахи привыкли жить в лишениях, освещая вечера свечами и лучинами, но действительно ли «дети цивилизации» готовы перебраться в «чистое поле», где нет электричества, воды, газа и даже намека на инфраструктуру? Или у кого-то есть миллиарды на создание населенного пункта «с нуля»? Тем не менее представители Верхореченского сельского совета, на территории которого расположено бывшее поселение, отметили: земля в округе уже распаевана, два участка даже перешли в частную собственность. Правда, 27 га зарезервированы под создание мемориального комплекса «Деревня Лаки». Каким образом выделены земли и где именно люди собираются восстанавливать поселения или возводить мемориал, – неясно, ведь исторические границы деревни Лаки еще не определены.
– Поскольку нам неизвестны территориальные границы села, мы не знаем, где сегодня можно выделять землю, а где нет, – отметил начальник управления по инспектированию, архитектуре и реставрации Республиканского комитета АРК по охране культурного наследия Вячеслав Зарубин. – Наша позиция всегда была однозначной: районная администрация совместно с греческими общинами, Бахчисарайским историко-культурным заповедником, потомками жителей Лаки может провести исследование и определить, где именно была деревня.
Эту точку зрения единогласно поддержали все присутствующие, однако возник следующий вопрос – на кого будет оформлено право собственности на землю для создания мемориального комплекса? Пока остальные отмалчиваются в стороне, Симферопольская и Крымская епархия готова взяться за дело, однако и здесь возникают споры.
– Отдавать 27 га в одни руки нельзя, мы потом их не увидим, – уверен Николай Сумулиди. – Греческая община браться за это не будет: пусть епархия занимается застройкой, но перед этим заключит с нами соглашение, мы тоже хотим контролировать процесс.
По мнению депутата ВС АРК Ольги Ковитиди, у земли должен быть один хозяин, застройщиком должна стать епархия – для того, чтобы на территории бывшей деревни появился целостный комплекс. А вот к денежным вопросам греческое общество может подключиться: одним миллионом гривен здесь не обойтись.
– Мы понимаем, какое значение имеет земля сегодня, и я готов дать ее народу, но не для того, чтобы занимались спекуляциями, – продолжил Николай Сумулиди. – Нужно определиться, какая территория уйдет под мемориальный комплекс, и лишь потом решать, куда применить оставшуюся. В любом случае это греческая деревня, поэтому судьбу земли должен решать греческий народ. Соберем съезд и выясним, хотят люди восстанавливать село или нет.
Однако так распоряжаться территорией не получится: согласно приказу Министерства культуры и Госкомстроя Украины о воссоздании мемориалов, памятников сначала необходимо выделить землю, после чего составить проект в соответствии с полученной территорией. То есть использовать «излишки» и свободные метры в своих целях не выйдет.
 
Как только появится «мир»…
Отец Калинник тоже был категоричен:
– 30 монахов здесь уже более восьми лет выносят обломки из-под разрушающегося храма. Позиция епархии, митрополита и меня как благочинного Симферопольской и Крымской епархии однозначна: мы не допустим здесь ни продажи земли, ни создания деревни. Если сюда придет «мир» со своими музыкой, танцами, свадьбами, похоронами, святое место исчезнет. Многие годы мы живем здесь тихо, спокойно, только пришли посторонние и уже планируют водить экскурсии. Вместе с туристами появятся палатки, кафе, сувенирные лавки. Пусть сюда приходят люди, рядом с храмом можно построить бесплатную гостиницу для греков, паломников, которые хотят побывать в этих краях. Единственное условие – здесь нет и не будет торговли. Свечи у нас лежат бесплатно, наркоманы, алкоголики также приезжают сюда – приходят в себя, выкарабкиваются. В связи с этим на 27 га можно наложить мораторий.
Против восстановления деревни на костях сожженных людей – родственник погибшей здесь семьи Игорь Лели. Его фамилия – одна из высеченных на памятном камне, установленном потомками лакинцев на месте трагедии. Поддержала святого отца и Ольга Ковитиди:
– Давайте реально взглянем на вещи: деревни здесь быть не должно, это земля святая, на ней надо молиться. Это все равно, что на месте Хатыни начали бы строить дома и перепродавать их. В автономии достаточно земли, на которой можно разместить людей, нуждающихся в крыше над головой. В частности, ко мне недавно обратилась группа мариупольских греков, желающих переехать в Крым. Я рассмотрю вопрос и обращу внимание на свободные территории, находящиеся на полуострове. Мы, наследники сожженных здесь людей, требуем, чтобы на месте бывшей деревни сохранился духовный заповедник. Мы уверены, что со временем Лаки станет Крымской лаврой.
 
Маргарита Шитова
«Крымские известия». – 31 июля 2012 г.

 

Июль 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031