Новости        04 января 2021        919         0

Русские улицы

Самым примечательным памятником города Симферополя заслуженно считается обелиск князю В. М. Долгорукову-Крымскому. Воздвигнутый в 1843 году в самом центре молодого тогда еще города, памятник сразу же стал вехой, от которой город начал свой рост. Можно сказать, что история Таврической губернии и собственно история Симферополя начинается от этого памятника. Недаром с его осмотра начинается любая экскурсия по городу.

Прожженные экскурсоводы, энергично разводя руками, живописуют историю строительства главной площади и близлежащих улиц – Долгоруковской, Екатерининской, Александро-Невской. Правда, тут же приходится называть современные названия этих улиц – Карла Либкнехта, Карла Маркса, Розы Люксембург. При этом только тренированный язык умудряется не заплетаться. Экскурсанты старшего поколения, услышав столь далекие от крымской истории имена, обычно понимающе молчат. Поколение же постперестроечное реагирует моментально: «А кто это такие? Писатели, что ли?».

Действительно, кто это такие? Люди, носящие немецкие фамилии, среди которых разве что Маркс и Люксембург знакомы современным жителям, да и то рожденным в догорбачевские времена. Наши дети путают Маркса с Лениным, Люксембург для них – название города, а фамилия Либкнехт вообще ставит 8 тупик. В таких ситуациях экскурсоводы, чертыхаясь про себя, рассказывают, что Карл Либкнехт – революционер, вместе с Розой Люксембург был основателем коммунистической партии Германии; а в 1918 они возглавили революционное молодежное движение «спартаковцев». В общем, пламенные революционеры, погибшие за идею в 1919 году. В Крыму они никогда не бывали, а о существовании Симферополя вряд ли подозревали. Краткий и емкий рассказ закономерно рождает следующий вопрос: «А почему их именами названы центральные улицы города?» На этот вопрос ответить, конечно, можно, но нет ни сил, ни охоты пускаться в объяснения большевистской идеологии, диктовавшей «разрушение старого мира» и строительство нового, и не важно, что формального. В 1924 году улицы переименовали в духе времени, но еще более десяти лет газеты, афиши, корреспонденция и даже некоторые документы помимо нового названия упоминали и старое.

Оно и понятно – старые названия отображали сущность этих улиц. Долгоруковская начиналась от обелиска, Александро-Невская – от кафедрального собора, поэтому так и были названы; Екатерининская – в честь великой императрицы, указом которой был основан город Симферополь, все логично.

Эти названия тоже не первоначальны, но и не формальны, собственно они отображают историю города. Самое раннее название улицы, где высится обелиск, – Дорога на Перекоп (по ее направлению). В 1883 году, в дни празднования столетнего юбилея включения Крыма в состав России, ее переименовали в Долгоруковскую. Современная улица Розы Люксембург является самым старым районом Симферополя, хотя улица оформилась намного позже – к 1820 году, когда был построен первый Александро-Невский собор примерно на месте современной гостиницы «Украина». Улица, сейчас носящая имя Карла Маркса, начала отстраиваться только во второй половине XIX века и первоначально называлась Полицейской, так как начиналась от здания городской полиции. Улица сразу же стала центральной, с лучшими и дорогими магазинами, гостиницами, общественными и частными учреждениями. Старое название стало не соответствовать ее облику, и в 1890 году ее переименовали в Екатерининскую.

Все это замечательно, но все тот же неугомонный экскурсант задаст последний уничтожающий вопрос: «Почему в таком случае сейчас этим улицам не возвращают прежних названий? Неужели симферопольцы – такие пламенные приверженцы германской революции?» И вот на это, пожалуй, не сможет ответить ни один экскурсовод. В последние годы появились улицы Гаспринского, Караимская, Крымчакская, Турецкая (только турки на ней не живут), и даже площадь Амет-Хана Султана (хотя в народной топонимике она навсегда останется Базарной – по действительному назначению). Не хотим никого обижать, но почему переименование улиц в Симферополе происходит так однобоко, если не сказать так «однонационально». Чиновники при этом ссылаются на то, что в свое время «татарская» тематика в названиях улиц была насильственно изъята, и теперь пришло время исправить эту несправедливость.

Хотя о какой справедливости может идти речь, если бульвар Крым-Гирея, человека заслуженно занесенного в списки почетных граждан города, до сих пор носит имя Ивана Франко, который рассматривал Симферополь лишь в качестве точки на карте. Странно другое – переименование все же ведется, но почему-то старательно обходят русские исторические названия, мол, уж русским нечего обижаться – они могут гордится улицами Пушкина, Гоголя, Горького (названия первых – старые, а последняя раньше была Дворянской). Однако вся исторически русская городская топонимика, не связанная со свято чтимыми именами великих русских писателей, не торопясь, но планомерно выкорчевывалась. Мало того, еще лет пятнадцать тому назад предполагалось снести здания «века минувшего» по бывшим улицам Екатерининской и Долгоруковской, Здесь планировалась широкая магистраль, где «два Карла» слились бы в едином революционном порыве. Вопрос, который уже не раз в последние годы поднимался в крымской прессе, до сих пор остается открытым: «Доколе симферопольцы будут жить на улицах с именами одиозных личностей, вся цель жизни которых состояла в разрушении мирных устоев?».

Марина Слижевич

Из архива газеты «Русский мир»

 

Январь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031