Без рубрики        02 июля 2012        565         0

Сергей Аксенов: «Мы не хотим, чтобы наши села обезлюдели»

Сегодня большинство крымских сел находится в бедственном положении – разрушенная или полуразрушенная инфраструктура, закрывающиеся больницы, школы, детские сады, массовая безработица. О том, почему это происходит, почему процветавшие двадцать лет назад села оказались в нынешнем положении, мы беседуем с лидером партии «Русское Единство», депутатом Верховного Совета Крыма, членом парламентской комиссии по социальному развитию села Сергеем Аксеновым.
 
ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ С КАРТЫ УКРАИНЫ ИСЧЕЗЛО БОЛЕЕ 500 СЕЛ
 
– Не думаю, что удивлю кого-нибудь перечислением основных проблем крымских сел, – говорит лидер «Русского Единства». – Это закрытие школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов, отсутствие воды и нормального транспортного сообщения, безработица, уровень которой на селе в три раза выше, чем в городе. Особенно тяжелое положение сложилось в жилищно-коммунальной сфере, прежде всего с обеспечением населения питьевой водой. Объемы ее подачи сократились в несколько раз, да и та зачастую не отвечает требованиям госстандарта. Есть села, которые живут на привозной воде – их на полуострове больше полутора сотен.
 
– Именно по этим причинам сегодня никто не хочет жить в сельской местности. Не видя перспективы, жители сельских районов едут в поисках работы в города.
 
– Как результат, за годы независимости с карты Украины исчезло более пятисот сел! Эти печальные тенденции прослеживаются и у нас в Крыму. Сейчас сельское население полуострова составляет около 700 тысяч человек – более трети всех жителей полуострова. Однако, если мы не хотим, чтобы через несколько лет наши села обезлюдели, надо повышать уровень их социальной привлекательности, создавать условия для того, чтобы туда ехали врачи, чтобы там строили новые детские сады и школы или, по крайней мере, не закрывали старые.
Увы, в настоящее время социальная сфера в сельской местности находится в критическом состоянии. В прежние годы главными социальными инвесторами выступали государство и сельхозпредприятия. Однако после распада большинства коллективных хозяйств мелкие сельхозпроизводители больше не в состоянии финансировать объекты социального назначения, а органы местного самоуправления ни финансово, ни организационно к этому не готовы. Принято считать, что помощь селу – это, прежде всего, финансовые вложения непосредственно в развитие производства. С этим нельзя не согласиться. Однако следует также отметить, что в экономически развитых странах помощь селу направляется в основном на совершенствование социальной инфраструктуры. При таком подходе поддержку получает вся территориальная громада, а не отдельные хозяйства.
Каждое село должно иметь полный набор социальных объектов – поликлинику или фельдшерско-акушерский пункт, детский сад, школу, дом культуры. Если этого не будет, то и ожидать, что кто–то останется там жить, глупо. Я недавно проехал по селам Черноморского района. Это тихий ужас, думаю, если бы вам предложили бесплатно получить там дом и жить, вы бы не согласились. Там просто нечего делать. Хозяйства разрушены, работы и социальной инфраструктуры нет. Вокруг – нищета и запустение.
 
МЫ ОТСТАЛИ ОТ АМЕРИКИ И ЕВРОПЫ НА ПОЛСТОЛЕТИЯ
 
– Почему это произошло? Ведь в советские годы в Крыму было много богатых благоустроенных сел, много так называемых колхозов-миллионеров.
 
– К сожалению, государство бросило село на произвол судьбы. Мы не сумели создать конкурентоспособную отрасль. Сегодня наши крестьяне работают по технологиям шестидесятых–семидесятых годов прошлого века. Выпускники украинских сельхозакадемий, попадая на зарубежные сельскохозяйственные выставки, признаются: «Мы о таких технологиях даже не слышали». Технологически мы отстали от Америки и Европы на полстолетия – например, там уже давно все процессы в сельском хозяйстве компьютеризированы. Как результат, затраты на выращивание урожая у нас в несколько раз больше, чем у любого западного предпринимателя. Просто сравните: сегодня на Украине собирают в среднем 31 центнер зерна с гектара, в Германии – 72, в Великобритании – 80, в Ирландии – 86, а в Голландии – 89. Хуже того, Крым до сих пор не может выйти по сельскохозяйственному производству не то, что на уровень ведущих западных стран, но и на уровень последнего советского года. Тогда, в 1990 году, мы собрали три миллиона тонн зерна, а в 2011 году – около полутора миллионов – то есть, в два раза меньше. Весь мир за эти двадцать лет ушел далеко вперед, а мы наоборот, откатились назад. При этом у нас непродуктивная, я бы даже сказал, браконьерская структура посевных площадей. Грубо нарушаются основные нормы землепользования. Зерновые занимают почти 80 процентов площадей, тогда как кормовые культуры – около 7 процентов, а картофель и овоще-бахчевые – 5 процентов. Полууничтожено поливное земледелие. До развала Союза у нас орошалось 620 тысяч гектаров, сейчас – в четыре раза меньше. А без орошения центральный и северный Крым быстро превратится в ногайские степи. Впрочем, даже сохранившийся потенциал орошаемого комплекса используется неудовлетворительно. Высокие тарифы на электроэнергию не позволяют селянам использовать днепровскую воду из Северо-Крымского канала для полива в полном объеме. Значительная ее часть сбрасывается в море. Государство несет колоссальные потери.
 
– Идет массовое уничтожение садов и виноградников.
 
– За последние годы площади под плодовыми культурами сократились почти в три раза, а валовые сборы в 5-6 раз. Сокращается производство мясных и молочных продуктов. Сегодня в Крыму молочное стадо 7,5 тысяч голов. А только для того, чтобы обеспечить мясом и молочными продуктами крымчан, необходимо около тридцати тысяч голов.
Сельское хозяйство автономии находится в глубоком системном кризисе. Сегодня Крым не в состоянии обеспечить продуктами питания даже себя. Не случайно же у нас на рынках продается аргентинская, бразильская и канадская говядина, турецкие и египетские овощи и фрукты и т.д., и т.п.
 
ДЕПУТАТЫ ВС КРЫМА РАЗБЕРУТСЯ В ПРОБЛЕМАХ СЕЛА
 
– Недавно в Верховном Совете Крыма была воссоздана специальная комиссия по социальному развитию села. В чем заключается ее работа?
 
– Впервые эта комиссия была создана еще несколько лет назад, однако потом ее ликвидировали – на мой взгляд, неправильно – на селе слишком много проблем, в решении которых должны принимать участие, в том числе, и депутаты крымского парламента. К счастью, в начале нынешнего года комиссию восстановили. Пока, правда, прошло всего три заседания, так что о каких-то конкретных результатах говорить, наверное, рано. Тем не менее, депутаты, которые входят в эту комиссию, настроены на активную работу. Что касается меня, то я буду курировать Южный берег Крыма. Объеду все расположенные там сельскохозяйственные предприятия, поговорю с их руководителями, возьму на заметку их проблемы, подумаю, чем им можно помочь. И на сентябрьском заседании комиссии мы попытаемся суммировать наши данные и предложить конкретные механизмы решения тех или иных проблем.
 
– В чем они могут заключаться?
 
– На мой взгляд, сегодня наше сельское хозяйство в первую очередь нуждается в дешевых «длинных деньгах», то есть, в дешевых доступных кредитах. В Европе можно брать кредиты под 4,5 процента, а иногда и под 2,5 процента годовых, а у нас их выдают под 16 процентов. Как говорится, почувствуйте разницу. Заемщиков, которые могут отдавать такие проценты, можно пересчитать по пальцам одной руки. Как результат, у крестьянина нет возможности купить ни новую технику, ни новые технологии. А топливо ему дают в рассрочку под такие проценты, что в итоге он должен отдать чуть ли не весь урожай.
Я не так давно побывал в Израиле, где знакомился с их сельскохозяйственным производством. Например, побывал на нескольких молочных фермах. Судите сами, молочную ферму на тысячу голов крупного рогатого скота обслуживают шесть человек, включая директора и главного бухгалтера. Все компьютеризировано. У каждой коровы на ноге датчик, который показывает, какой у нее вес, сколько она дает молока, когда она должна доиться и т.д., и т.п. Трактор, оснащенный компьютером и GPS, автоматически смешивает корма с точностью до нескольких граммов. Все подсчитано до мелочей. Там же, в Израиле, я посетил один из самых больших комбикормовых заводов страны, который обеспечивает 80 процентов местного рынка и поставляет продукцию на экспорт. 40 процентов сырья этот завод получает из Украины, перерабатывает у себя в комбикорм и продает дальше, в том числе, нам на Украину, в виде конечного продукта. На этом заводе работают 22 человека, 6 из которых – водители.
 
У СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КРЫМУ ЕСТЬ ПОТЕНЦИАЛ
 
– Ну и куда мы будем девать остальных крестьян, если внедрим у себя такие же технологии?
 
– Уверен, найти работу на селе можно каждому. Например, нужно создавать больше фермерских хозяйств. В Германии и США большинство фермеров имеют от 70 до 100 гектаров земли, и им этого вполне хватает для того, чтобы вести успешный бизнес. А у нас чтобы достичь рентабельности, надо не 100, а 100 тысяч гектаров. Увы, на Украине только крупные агрохолдинги имеют возможность инвестировать в покупку новой техники и новых технологий. Фермеры же, по сути, лишены такой возможности – они даже современный трактор купить не могут, а ведь от качества обработки поля зависит количество и качество полученного урожая.
Тем не менее, несмотря на все вышеперечисленные проблемы, у сельского хозяйства в Крыму по–прежнему большой потенциал. Сегодня каждый год цены на продукты питания растут как минимум на двадцать процентов. Это общемировая тенденция. Так, например, только в прошлом году кукуруза подорожала на 84 процента, а зерновые – на 33 процента. И спрос, как правило, намного превышает предложение. Таким образом, производство продуктов питания является сегодня одним из самых перспективных направлений бизнеса. Просто его нужно грамотно развивать. По сути, на мой взгляд, в Крыму сельское хозяйство – это даже более перспективное направление, чем курорты, которые дают нам всего-навсего 7-8 процентов доходной части республиканского бюджета. У нас на полуострове 1,7 миллиона гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Это очень серьезный потенциал. И даже если нам для начала удастся хотя бы выйти на уровень производства 1990 года, это приведет к удвоению ВВП отрасли, а значит, и к улучшению жизни на селе.
 

Июль 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031