Без рубрики        25 июня 2010        520         0

Сергей Цеков: Думать, что русский народ можно ассимилировать в Украине, — большое заблуждение

Последние две недели в Крыму прошли под знаком украинско-российских отношений. Тема эта доминировала и на IV Международном фестивале «Великое русское слово», который завершил работу в Ялте, и в рамках празднования дней России, и в обсуждении крымчанами решений последней сессии Верховного Совета АРК по русскому языку. Своим мнением делится первый заместитель Председателя Верховного Совета Крыма Сергей Цеков.
 
— Начну разговор с непростого вопроса. Его, кстати, часто задают мне как журналисту. Не кажется ли вам, что украинско-российские отношения все-таки не равнозначны? Только что в Крыму отметили День России, но ведь не отмечаются Дни Украины в России! Получается, мы заискиваем перед северной соседкой, рассчитывая на дешевый газ или кредиты, добровольно берем на себя роль пресловутого младшего брата.
 
— Я не соглашусь, конечно. Что значит — мы заискиваем перед Россией? Россия — это наша душа, часть нас самих, родина, мы неразрывно с ней связаны, нравится это кому-то или нет. Так было, есть и будет. Плохо, что те, кто руководят государством Украина, определяют политику по отношению к русским, не хотят этого учитывать. Более того, думают, что русский народ можно ассимилировать. Это большое заблуждение.
 
— Сергей Павлович, но некоторые из моих коллег винят и Россию тоже. Например, в том, что принятием Декларации о суверенитете она подала сигнал к распаду СССР, а сегодня не делает шагов навстречу соотечественникам, волею судьбы оказавшимся «за границей». Вы согласны с этим?
 
— Так мы говорили лет 10—15 назад. На самом деле день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР стал серьезной отправной точкой. Через очень небольшое время появилась Декларация о государственном суверенитете Украины. И вообще, многие государства, которые образовались после распада Советского Союза, состоялись благодаря России. История есть история. Она развивается по особым законам. Наша задача — приковывая внимание к празднованию Дня России, восстановить разрушенное. И, может быть, новая Россия более предметно станет заниматься вопросами интеграции с Украиной.
 
— На днях большая группа украинских политтехнологов была приглашена в Московский международный университет для участия в XIV фестивале «Дни PR в Москве». Из уст украинского эксперта Александра Сигало прозвучал упрек, что Россия постоянно поднимает тему русского языка, но не делает ничего, чтобы украинская молодежь этот язык знала. Нет ни учебников, ни стажировок, ни серьезных учебных программ, которые бы стабильно финансировались.
 
— А вот это правильно, могу согласиться с такой точкой зрения. Но здесь надо учитывать конкретную ситуацию в конкретное время. Был период, когда Россия не очень много внимания уделяла российским соотечественникам, оказавшимся за ее пределами. Она склонялась под тяжестью внутренних проблем, переживала период становления. К сожалению, сегодня тоже еще этот вопрос не решается, но он на подходе. Россия будет разрабатывать отдельные программы по Крыму, Украине. Недавно в Ливадийском дворце прошел «круглый стол», на котором выступали депутаты Государственной думы РФ, эксперты, говорившие о Крыме как зоне особого развития. Все придет. Знаете, есть хорошая русская пословица, «Каждому овощу свой черед». Подождем!
 
— Мы в своей обеспокоенности проблемами изучения русского языке не едины. Тревожатся и руководители Российского государства. Русские студенты, школьники не очень усердствуют в изучении языка и предпочитают английский, французский, немецкий, говорят, что это повышает их конкурентоспособность на рынке труда и что у них появляется шанс уехать в Европу, где выше заработки, уровень жизни. То есть проблемы-то общие.
 
— Русский язык в России знают хорошо. Внимание ему уделяют серьезное. Существуют институты, которые занимаются проблемами развития, сохранения русского языка. В частности, к нам на фестиваль «Великое русское слово» приезжала президент фонда «Русский мир» Людмила Вербицкая, горячо и заинтересованно об этом говорившая. Вы правильно заметили — молодежь предпочитает английский, потому что это язык бизнеса. А русский для украинцев — не язык бизнеса? Россия — рынок сырья, сбыта, труда. Если ты знаешь ее язык, становишься более конкурентоспособным. В Украине русский пытались вытеснить из всех сфер общественной жизни. Хочу заметить, что и действия сегодняшней власти мы не до конца понимаем. Например, не можем согласиться с тем, что русскому языку не надо предоставлять статус государственного, мол, для этого нет надлежащих условий. Считаем, что даже нынешний состав Верховной Рады Украины может принять ряд решений, законов, которые однозначно защитят русский язык, причем не в отдельных регионах, а по всей Украине.
 
— Вы стояли у истоков фестиваля «Великое русское слово» и наверняка слышали упрек об излишней его политизации. Принимаете ли обвинение? И чем нынешний фестиваль отличался от трех предыдущих?
 
— Критично надо относиться к любому мероприятию. И если сказать, что я доволен проведением фестиваля полностью, то, конечно же, это не так. Что касается упрека в политизации, я его не принимаю. О политике говорилось разве что на «круглом столе» «Украина—Россия: новое взаимодействие». Конференция «Русский язык в поликультурном мире» — традиционная, гуманитарная, проводится в четвертый раз собирает ученых, русистов, преподавателей русского языка, литературы. Да, есть и политики, политологи. На мой взгляд, это правильно, потому что глубокий разговор о русском языке может состояться только при условии, что сложится сообщество людей, работающих в разных областях. Что еще? Упомяну семинар преподавателей русского языка и литературы, который никак нельзя отнести к политике. Мы приглашаем учителей из разных уголков Украины, в том числе Западной Украины. Вы сами понимаете, в каких условиях там приходится работать тем, кто преподает русский язык. Крымский фестиваль — подарок для них. Они приезжают с огромным удовольствием, обмениваются впечатлениями, слушают лекции, в том числе филологов из России. Трудно назвать политизированными и Кирилло-Мефодиевские церковно-педагогические чтения, посвященные проблемам молодежи. Я считаю, что фестиваль как раз неплохо сбалансирован.
 
— А вот что касается отличия фестиваля от прошлогоднего…
 
— Расширилось и стало более солидным представительство зарубежных гостей. В работе фестиваля участвовали министр образования РФ Андрей Фурсенко, специальный представитель Президента РФ по культурным вопросам Михаил Швыдкой, Посол России в Украине Михаил Зурабов. Они очень впечатлены, считают фестиваль главным событием в СНГ.
 
— Пророссийский вектор — важная составляющая вашей личной политической жизни. Но на этом поле есть и более серьезные политические игроки. В частности, Партия регионов предприняла ряд серьезных шагов по сближению Украины и России. Не получится так, что Президент В. Янукович выбъет у вас из-под ног привычную почву. Поле, на котором вы работали, жили, боролись за власть, сузится и вам на нем не будет места.
 
— Наивно думать, что мы расстроились в связи с принятием решений, однозначно защитивших русский язык и русскую культуру в Украине. Русская община Крыма, «Русское единство» — неконъюнктурные организации, создаются не под конкретных людей и амбициозные замыслы их руководителей. Мы — идейные объединения. Если видим позитивный шаг власти, только приветствуем это. Хотя, хочу заметить, не все так однозначно. Нас опять-таки не устраивает ситуация вокруг русского языка. Считаем, что он должен быть государственным в Украине. Более того, уверены, что рано или поздно это обязательно произойдет. Это реально в нашей стране: украинокультурная и русскокультурная половины. На пути к такой цели могут быть промежуточные решения. В частности, о придании русскому языку на какой-то конкретной территории статуса регионального — что мы и сделали на майской сессии Верховного Совета Крыма.
 
— Знаете, что крымчане говорят по этому поводу? Нельзя великий язык, породивший великую культуру, унижать статусом регионального. Согласны?
 
— Вокруг темы придания-непридания русскому языку статуса регионального ведется жесткая дискуссия. На каком-то этапе я был противником регионального статуса, потому что статья 10 Конституции Автономной Республики Крым гласит, что русский язык в автономии употребляется во всех сферах общественной жизни. Но после их дебатов я изменил точку зрения. Мы избрали хорошую формулировку — заявили, что русский используется во всех сферах общественной жизни и является в Крыму еще и региональным. В конце концов, дело не в решениях, а в том, как они будут реализовываться. Вот если мы увидим свидетельство о рождении на русском языке, свидетельство о браке на русском, если суды начнут работать на русском, прокуратура отвечать гражданам на русском, милиция — вот это будет результатом нашей работы. Пока мы только задекларировали определенные принципы деятельности, но еще не отработали механизмы реализации. Нам предстоит это сделать.
 
— Недавно в Крыму побывал известный российский журналист Дмитрий Киселев. Он дал пресс-конференцию в Симферополе, на которой сказал: «Крым для России — это очень важно, россияне ежегодно едут в автономию на отдых, несмотря на искусственно завышенные цены и неразвитый сервис. Для них Крым является теплейшим понятием». Вам не кажется, Сергей Павлович, что это уже оторванный от реалий взгляд, и людей, которые умилялись старому фильму «Три плюс два», становится все меньше? Подрастает молодое поколение, которое ценит сервис, комфорт, низкие цены.
 
— Киселев имел в виду другое. Мы всегда будем любить Россию. Говорят, родителей не выбирают. Точно так же не выбирают родину. Мы всегда будем к ней тянуться. Приблизительно такое же отношение у россиян к Крыму. Это никогда не изменится. Сервис — совсем другая тема. Я, безусловно, считаю, что его уровень необходимо повысить в ближайшее время.
 
— Давайте и об Украине поговорим. Недавно Виктор Янукович анонсировал разработку законопроекта о развитии Крыма, хотя существует Государственная программа социально-экономического развития Крыма до 2017 года, ее никто не упразднял. Нужно ли такое большое количество программ?
 
— Считаю, главный документ для крымчан — Конституция автономии. И если есть необходимость расширить какие-то пункты, надо вносить в нее поправки. Хочу обратить внимание, что многие положения Конституции Автономной Республики Крым до сих пор не реализованы. Кроме того, есть пресловутая поправка Зайца, по которой фактически любой закон Украины может отменить Конституцию республики. Это абсолютно недопустимо во взаимоотношениях автономии с центром. А вообще десять раз повторю одно и то же: русский язык, государственность, федерализация Украины, укрепление связей с Россией — вот наши ориентиры.
 
— Мы говорили о Конституции. Я узнала, что ряд ваших соратников по политическому движению — казаки — инициировали акцию «Конституцию Грача — в унитаз истории!» Сергей Павлович, ну вы же серьезный политик, работали с Леонидом Ивановичем в парламенте, тоже причастны к принятию этого документа. Почему не уважаете друг друга? Какой бы ни была Конституция, это не значит, что надо унижать ее автора.
 
— Наша политическая сила никакого отношения к акции не имеет. Конституция Грача несовершенна и, безусловно, ее надо менять. Считаю, Леонид Иванович допустил грубейшую ошибку, согласившись с поправкой Зайца. Она сводит на нет положения в других статьях. Тем не менее, не поддерживаю подобные инициативы казаков. Нам надо восстанавливать полномочия автономии. Как? Отменой поправки Зайца и внесением конструктивных изменений в Конституцию Крыма. При этом перед нами стоит более серьезная задача — формирование крымской политической элиты. У нас сейчас другие вызовы, мы это видим. В стороне от руководства Крымом, Верховным Советом, Советом министров могут оказаться крымские политические силы как таковые. Нас это должно беспокоить. Так что надо находить общий язык друг с другом. Противоречия могут быть, но их ценой не должны стать полномочия, существование Крыма — это то, через что не переступит ни один крымский политик. Тем более досадно слышать насмешки из уст журналистов, которые нас не очень любят.
 
— Власть вообще не очень любят, Сергей Павлович, и иронизировать над ее неуклюжими шагами — наша работа. А вы хотели, чтобы вас «облизывали» с ног до головы?
 
— Да не надо «облизывать»! Крым — наше общее достояние. Вот о чем обязаны твердить журналисты! Именно автономия позволила нам в тяжелые годы защититься от тотального украинского националистического мракобесия, сохранить образование на русском языке. Замечательно, что 98% выпускников школ полуострова выбрали языком тестирования русский. А уже на юго-востоке Украины, в Луганской области, с этим все гораздо хуже. Почему? Потому что там нет автономии. Надо воспитывать уважение к автономии через пиетет к ее символам: гербу, гимну, флагу. В Симферополе нет площади, символа республики, к которому могла бы прийти молодежь. Я предложил назвать площадью Республики территорию рядом с памятником Ленину.
 
— Ой, Сергей Павлович, это вопрос деликатный. Коммунисты возмутятся. Еще живы ветераны, для которых переименование площади Ленина очень болезненно.
 
— Обождите. Что значит болезненно? Я же не требую снести памятник Ленину. Объявим конкурс на лучший патриотический комплекс с сохранением памятника Ленину. Политики обязаны между собой договориться.
 
— Ну, в одном вы уже договорились. Политические силы, в том числе и ваша, подписали в крымском парламенте коалиционное соглашение. Но насколько прочно ваше единство? В воздухе запахло выборами, и из союзников вы превращаетесь в конкурентов.
 
— Коалиции никогда не бывают вечными. Существуют от выборов до выборов. Тем не менее, коалиция создана. Мы зафиксировали то, что было, ничего нового в коалиционном соглашении нет. Фактически произошло восстановление коалиции, существовавшей до декабря прошлого года. Мы готовы работать в позитивном русле. Понимаете, конкурентная борьба может вестись с обливанием грязью, использованием компромата. Но лично мне не хочется настраиваться на такое развитие событий.
 
Беседовала Ирина Иванченко
«Крымские известия», 22.06.2010

Июнь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930