Без рубрики        18 сентября 2008        803         0

Рассказ о Петербурге

Август 2008 года. Наша тёплая южная ночь, симферопольский вокзал. Мы, крымские школьники, активисты Русской общины Крыма, отправляемся в Санкт-Петербург. Дорога показалась недолгой. Новые лица, новые знакомства, дорожные впечатления. 14 девчонок и 3 парня. Мы на вес золота, но нижние полки почему-то у девчонок.

День первый «Кронштадт — форпост России»

Приехали утром и сразу «с корабля на бал». После размещения в отеле – экскурсия в Кронштадт – город- крепость и порт на острове Котлин в Балтийском море, охраняющий морские подступы к Санкт-Петербургу. Остров Котлин дамбой соединён с северным берегом Финского залива; по дамбе проложена автодорога, которой Кронштадт связан с Санкт-Петербургом. 18 октября 1723 на острове Котлин, в торжественной обстановке, состоялся закладка Петром I крепости Кронштадт, « которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город-крепость» или «Укреплённый город». С 1720-х он стал главной военно-морской базой Балтийского флота.

Наиболее известным памятником архитектуры города является Морской Николаевский собор, построенный в 1902-1913. Сохранились исторические постройки 18-19 веков: Итальянский дворец, Арсенал, бывший Гостиный двор. В городе сохранилась едва ли не единственная в мире кольцевая чугунная мостовая. Когда Юрию Гагарину показали знаменитый мерный пост с футштоком, уровень которого принят за нулевой уровень моря земного шара, он воскликнул: «Теперь я знаю, где находиться пуп земли!». В Кронштадте была укомплектована и отправлена 41 кругосветная экспедиция, а экипажами кораблей, закреплённых за Кронштадтом, было сделано 56 крупных географических открытий. Нам также показали Купеческую гавань, Петровский док и памятники русским мореплавателям.

День второй «Люблю тебя, Петра творенье!»

Мы в городе на Неве. Он – Санкт-Петербург с 16 мая 1703 по 18 августа 1914, с 6 сентября 1991; с 31 августа 1914 по 26 января 1924- Петроград; с 26 января 1924 по 6 сентября 1991 – Ленинград. Санкт-Петербург считается одним из красивейших городов мира. Город основам 27 мая 1703 первым российским императором, а в то время царём – Петром I. Этим днём датируется закладка Петропавловской крепости – первого здания города – в устье Невы на Заячьем острове. Новая крепость своими орудиями должны была перекрывать фарватеры по двум наиболее крупным рукавам дельты реки – Неве и Большой Невке. Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу. Здесь, на стрелке Васильевского острова, напротив Петропавловской крепости, был основан первый торговый порт Санкт-Петербурга.

С 1712 по 1918 год город являлся столицей Российской Империи и резиденцией Российских императоров. В 1719 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в России публичный музей — Кунсткамера, в 1724 году основана Петербургская Академия наук. В Санкт-Петербурге произошло декабрьское восстание 1825 года. В 1837 году была открыта первая российская железная дорога Санкт-Петербург — Царское село. В начале XX века город пережил три революции: в 1905—1907 годах, Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года. 31 августа 1914 года принято второе в истории города официальное имя — Петроград в связи со вступлением России в Первую мировую войну, как более «патриотическое» взамен «немецкого» названия Санкт-Петербург. 26 января 1924 года II Всесоюзный Съезд Советов СССР удовлетворил просьбу Петросовета и переименовал своим Постановлением Петроград в Ленинград. Город был назван в честь В. И. Ленина, русского революционера, организатора и участника Октябрьской революции 1917, ставшего основателем и первым руководителем Советского государства. В годы Великой Отечественной войны город выдержал 900-дневную блокаду немецко-фашистскими войсками.

Величественный облик Санкт-Петербурга определяют архитектурные ансамбли, строгие прямые улицы, просторные площади, сады и парки, реки и многочисленные каналы, набережные, мосты, узорчатые ограды, монументальные и декоративные скульптуры. Незабываемы архитектурные ансамбли XVIII — XIX веков: Александро-Невская лавра, Смольный институт, Дворцовая площадь с Зимним дворцом, Невский проспект, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, площадь Декабристов с памятником Петру I.

Конечно же, мы не могли не побывать в Петропавловской крепости. Она расположена на Заячьем острове, является историческим ядром города, первоначально крепость именовалась Санкт-Питер-Бурх, заложена 27 мая 1703 по плану Петра I: 6 бастионов, соединенных куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально деревоземляные, в 30 – 40-х и 80-х гг. 18 века одеты камнем. Остров соединён с Петроградской — стороной в 1703 году Иоанновским мостом. На территории крепости находиться Петропавловский собор (официальное название — собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. Всего в усыпальнице находилось 41 захоронение, в том числе ряда великих князей и княжон — детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами. Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887—1906 году: Александра II (из зелёной яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца). 17 июня 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, цесаревичу Алексею, великим княжнам Татьяне, Марии, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.

Своей мощью и величественностью нас поразил Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Назван в честь Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день памяти святого (30 мая по с.с.). Построен в 1818—1858 гг. по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство лично курировал император Николай I. Открытие состоялось только 11 июня 1858 года, собор был освящён как кафедральный. Его высота — 101,5 м, внутренняя площадь — более 4 000 м². Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым русскеальским мрамором. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841, в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, В. К. Шебуев) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт).

День третий «Жемчужина дворцово-паркового искусства»

Петергоф (нидерл. Peterhof, «двор Петра») — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 29 км от Санкт-Петербурга. Туда мы и отправились на 3 день.

Дворцы и парки Петергофа входят в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф». Центр ансамбля — Большой дворец, построенный на приморской террасе и обращенный к морю. Первый дворец сооружен в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах, затем достроен в стиле «зрелого барокко». Важная часть ансамбля — парки с фонтанами: Верхний парк (с южной стороны) с пятью фонтанами и Нижний парк, где находится крупнейший в мире комплекс фонтанов. Фонтаны питаются от ключей в районе Ропши по водоводу длиной 22 км.

Большой каскад спускается к бассейну и морскому каналу. В центре бассейна — Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, одержанной в день Сампсония странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней. Римские фонтаны называются римскими, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра. «Римские фонтаны» появились в парке в 1739 году и были выполнены из дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова. Высота фонтанов более 10 метров.

Фонтаны-шутихи «Зонтик», «Ёлочки», «Дубок» созданы для шуток над гостями парка. Гости в праздничных нарядах усаживались на скамейку под крышей зонтика или прогуливаясь под зонтиком. Внезапно включалась подача воды, и гости оказывались перед перспективой выхода из фонтана исключительно сквозь водяную завесу или оказывались, облиты водой.

Фонтан «Солнце» был построен в 1721 — 1724 годах под руководством архитектора Н. Микетти. Двадцать струй били вокруг центральной колонны. Фонтан находится в центре большого прямоугольного водоёма, где в XVIII веке содержались осетры и плавали лебеди и утки. В конце века архитектором Фельтеном в водоём было помещено колесо, приводимое в движение водой. Колесо вращает колонну, на вершине которой расположены диски со 187 отверстиями, из которых выливаются струи, делающие фонтан похожим на солнце с множеством лучей. В основании фонтана находятся фигуры дельфинов.

Фонтан «Пирамида» («Пирамидный») находится в Восточной (Монплезирской) части Нижнего парка Петергофа. Вопреки ансамблевой Петергофской традиции, расположен обособленно, в стороне от парадных ансамблей, на отдельной Пирамидной аллее. Является одним из старейших и красивейших памятников Столицы Фонтанов. Еще 20 августа 1725 года камер-юнкер герцога Голштинского (отца будущего русского императора Петра III) Ф. Бергхольц писал: «Подобнаго большого и красивого водомета нет, может быть, нигде».

Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются еще 24 наклонные, более тонкие струи.

Фонтан «Нептун» — является композиционным центром верхнего сада. Композиция фонтана представляет собой фигуру Нептуна установленную в центре большого прямоугольного пруда на высоком гранитном пьедестале.

Каскад «Шахматная гора» (Каскад драконов) — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находится грот окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырех ступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями. В Петергофе ежегодно празднуются два события: праздник открытия фонтанов и праздник их закрытия. Пробный пуск осуществляется 9 мая. В 2007 году праздник закрытия фонтанов отмечался 15 сентября. Ансамбль восточной части Нижнего парка занимает обширную территорию и насыщен скульптурой и фонтанами. Однако ее основным архитектурным сооружением является дворец Монплезир. Его название происходит от названия небольшого увеселительного дворца Петра 1 «Монплезир» (по-французски — «мое удовольствие»), хотя в прошлом он именовался «Голландским домиком» за схожесть планировки и отделки фасадов и интерьеров с небольшими «бюргерскими» жилищами в Голландии. Монплезир — ровесник Петергофа. Император сам избрал место для строительства, сам составил план здания. Вряд ли сегодня можно назвать место, где бы так полно сохранилось свидетельство его привычек и вкусов. Строительство дворца началось в мае 1714 года, а к августу 1723, когда в Петергофе проводился первый большой праздник, Монплезир был полностью завершен. В последние годы жизни Петра I в Монплезире устраивались малые приемы, а в середине XVIII века, хотя во дворце и происходили чаепития и «небольшие столы», на него смотрели, прежде всего, как на «одну из самых почитаемых реликвий отечественной истории». Внутренняя планировка здания отличается рациональностью. Центральную часть занимает Парадный зал, к которому с двух сторон примыкают по три помещения: справа, с восточной стороны, — Лаковый (Китайский) кабинет, Кухня, Буфетная; слева, с западной стороны, —Секретарская, Спальня и Морской кабинет. Парадный зал входит в анфиладу, составленную люстгаузами, галереями, Лаковым кабинетом и Секретарской. По галереям протяженностью 22 метра каждая, выстланным в шашку черным и белым мрамором, можно прогуливаться, одновременно любуясь морем и садом с фонтанами. В каждой галерее в кладке стен и дубовой облицовке сделаны гнезда для размещения 23 картин. Эти картины в черных рамах — часть большой коллекции западноевропейской живописи XVII—начала XVIII века, собранной Петром. Больше всего Петру нравились морские пейзажи Адама Сило — живописца, гравера и корабельного мастера, безукоризненно точно изображавшего оснастку парусных кораблей. Созданный и использовавшийся как жилой дворец, Монплезир уже с 30-х годов XVIII века и все последующее время сохранялся как петровский мемориал и показывался гостям резиденции. После Октябрьской революции Монплезир был превращен в музей. Во время войны гитлеровские захватчики похитили резьбу, лаковые панно, дубовую облицовку, оконные переплеты и двери, растащили и разбили изразцы, нанесли повреждения лепке, живописи и мраморным полам. Реставрация Монплезира длилась десять лет и завершилась в 1963 году. Под руководством архитектора А. Гессена уникальный памятник искусства полностью восстановлен. Свои места заняла спасенная в начале войны коллекция картин, интерьеры обставлены мебелью и декоративными предметами первой половины XVIII века. В облике Монплезира привлекает сочетание представительности и простоты, уюта и изящества. В этом особая прелесть дворца, одного из самых поэтичных произведений русской архитектуры.

Четвертый день «Господин Великий Новгород»

Ранний подъём и автобусом мы направляемся в Великий Новгород — крупный город на северо-западе России, административный центр Новгородской области. В Великом Новгороде сохранилось множество памятников древнерусской архитектуры. Наиболее древний из них — собор святой Софии, строительство которого начато в 1045 году. Он находится внутри кремля — исторического центра города. Из более поздних достопримечательностей города наиболее известен памятник Тысячелетию России, установленный в 1862 году по проекту скульптора М.О. Микешина. Средневековый город сложился на месте более ранних селений у истока Волхова из Ильменя, где сгусток стоянок и поселений прослеживается со времён неолита (4-3 тыс. до н. э.). C VIII века — центр ряда селений Приильменья, в IX — XII век первая столица, затем второй по значимости после Киева центр Древнерусского государства, столица Новгородской земли до её подчинения Московскому княжеству в 1478 году. Официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859 год. Автором официальной даты основания города стал историк М. Е. Тихомиров, выступивший с докладом на научной конференции в Новгороде накануне 1959 года, что позволило отметить в тот год 1100-летие Новгорода. Самое раннее иностранное упоминание Новгорода (Немогард) содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». В скандинавских сагах город называется — Холмгардом (Holmgard) столицей Гардариков, в германских источниках — Острогардом. Также здесь происходят основные действия эпического литературного произведения XVII века «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» и былины о Садко.

Мы побывали на Ярославском дворище, Софийском соборе и Юрьеве монастыре, в этнографическом Центре Витославлици. Здесь начиналась Великая Русь. Здесь всё дышит воздухом её Истории.

День пятый «Жемчужина Русской культуры и искусства»

И вновь Питер. Мы отправляемся в Русский музей. Он был основан 26 апреля 1895 императором Николаем II как художественный и культурно-исторический музей. Открылся 19 марта 1898 (официальное название до 1917 — «Русский музей императора Александра III») и на тот момент состоял из художественного, русских церковных древностей и памятного (посвященного царствованию императора Александра III) отделов. Для размещения музея государь при жизни выкупил из казны Михайловский дворец, построенный в 1819-1825 годах знаменитым Карлом Росси. В основу коллекций музея легли произведения из Эрмитажа и ряда дворцов. Собрание постоянно пополнялось путём приобретений и пожертвований. В 1902 был открыт этнографический отдел, а в 1913 — историко-бытовой отдел. После 1917 собрание значительно увеличилось за счёт национализации художественных ценностей, а также из фондов других музеев. В советское время собрание было широко расширенно материалами народного и декоративно-прикладного искусства . Отдел советского искусства был создан в 1932 году. В 1917 году собрание музея насчитывало 7000 единиц хранения, в 1975 году было уже 316000.

Сейчас в собрание Русского музея входят отделы русской и советской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства (мебель, фарфор, стекло, резьба, лаки, изделия из металла, ткани, вышивка, кружево). В древнерусском отделе представлены памятники иконописи, произведения Андрея Рублёва и Симона Ушакова. Наиболее полной является коллекция искусств XVIII — первой половины XIX веков. Это произведения Карло Растрелли, Фёдора Рокотова, Ореста Кипренского, Алексея Венецианова, Фёдора Бруни, Карла Брюллова, Александра Иванова и многих других великих художников – русских по происхождению и многих иностранцев посвятивших себя служению России. Вторая половина XIX века представлена работами художников — передвижников: Ивана Шишкина, Ивана Крамского, Ильи Репина, Виктора Васнецова Василия Сурикова. Конец XIX века — начало XX — века это Валентин Серов, Исаак Левитан, Павел Трубецкой, Михаил Врубель. Увидели мы и работы мастеров «Мира искусства»: Александра Бенуа, Константина Сомова, Константина Коровина, Бориса Кустодиев, Николая Рёриха. В разделе Советское искусство — произведения Кузьмы Петрова-Водкина, Веры Мухиной, Сергея Конёнкова, Александра Дейнеки, Аркадия Пластова, Валентина Серова и других.

В музее читаются лекции, проходят стационарные и передвижные выставки, работаю кружки и ведётся научная работа.

Побывали мы и в храме Воскрения Христова на Крови, который расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма составляет 81 метр, в нём может вместиться до 1600 человек. Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по проекту архитектора Альфреда Парланда, на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. Проект выполнен в «русском стиле», с подражанием московскому собору Василия Блаженного. Архитектура храма представляет собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась по эскизам более 30 художников, среди которых были В.М Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

В фонтанном доме поэтессы Серебреного века Анны Ахматовой (1889-1966 г.г.) нам рассказали о её жизни и творчестве. Русская поэтесса, писатель, литературовед, критик, переводчик, Ахматова известна своей трагической судьбой. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты двое близких ей людей (её муж в 1910-1918 гг. Н. С. Гумилёв расстрелян в 1921; Н. Н. Пунин, спутник её жизни в 1930-е годы, трижды арестовывался, погиб в лагере в 1953 г.) и единственный сын Л. Н. Гумилёв (провёл в заключении в 1930—40-х и в в 1940—50-х гг. более 10 лет). Опыт жены и матери «врагов народа» отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием». Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е гг., Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая «персональное» постановление ЦК КПСС 1946 г., не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. При этом её имя вплоть до конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии, как в России, так и за границей. Характерными чертами её творчества являются высоко нравстенность, тонкое понимание психологии чувств, осмысление трагизма XX века, сопряженное с личным переживаниями. В Фонтанном доме, где расположен литературно-мемориальный музей поэтессы, она прожила 30 лет, а сад у дома называла «магическим». По её словам, «сюда приходят тени петербуржской истории».

Шестой день «Город музеев»

Мы снова в Санкт-Петербурге. Теперь в Военно-Морском музее, который охватывает историю флота от его создания до нашего времени. Здесь мы увидели знаменитый ботик Петра I («Дедушку русского флота»), модели парусников 18-19 веков, броненосцев рубежа 19-20 веков. Экспозиция рассказывает о наиболее значительных морских сражениях с участием русского флота. Также представлен ряд «раритетов» — первая в истории кораблестроения подводная лодка с электродвигателем, трофеи русско-турецких войн, древний чёлн, поднятый со дна реки, личные вещи и фотографии знаменитых военных моряков. Экспозиции повествует об участии русского флота в Первой Мировой войне. В Зале Победы экспонируется большое количество боевых знамён и флагов, отечественные и трофейные награды, трофейные знамёна и оружие. Представлены материалы, рассказывающие о действиях сил флота в 1945 году, в том числе о подвиге экипажа подводной лодки С-13, потопившей фашистский лайнер «Вильгельм Густлов». В витринах размещены модели кораблей Тихоокеанского флота и Амурской флотилии, принявших активное участие в разгроме империалистической Японии. Экспонаты рассказывают о действиях морской артиллерии при освобождении Ленинграда от блокады, об освобождении Крыма, Советского Заполярья и Северной Норвегии, о вкладе в общую победу союзников по антигитлеровской коалиции. Представлены подлинные предметы, поднятые с потопленной советскими моряками германской подводной лодки U-250. Мы увидели также модели кораблей и самолетов того периода, образцы оружия и боевой техники, знамена кораблей, фотографии и документы, награды и личные вещи моряков, отличившихся в годы войны. Под сводами зала — истребитель И-16, на котором воевал в Заполярье прославленный морской летчик, дважды награжденный Золотой Звездой Героя Советского Союза, подполковник Б. Ф. Сафонов. В последних двух залах развернута выставка к столетию подводных сил России. Она рассказывает об истории подводного флота, знакомит с подлинными материалами и чертежами, рассказатывает о жизни военных моряков в наши дни.

Короткий переезд, и мы в самом известном музее России. Государственный Эрмита́ж (от фр. hermitage — место уединения, келья, приют отшельника) — один из крупнейших в России и мире художественных и культурно-исторических музеев. Поначалу он представлял собой постоянно растущую коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II, но с 1852 был открыт для посещения публики. Современный Государственный Эрмитаж занимает комплекс величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга — Зимний дворец. За два с половиной столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела коллекцию из 225 голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в тихих и уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж». Для Зимнего дворца Екатериной, а затем и другими императорами производились зарубежные закупки многих других крупных частных произведений. Это привело к тому что каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2.080 произведений живописи, не считая многочисленные коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, скульптур, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (например, целая библиотека Вольтера). На основании указа Екатерины II от 1795 г. из Варшавы была вывезена библиотека Залуских, насчитывающая почти 300 тысяч томов, 10 тысяч рукописей и огромное собрание гравюр. Именно она и художественные собрания Королевского замка, дворцовых ансамблей «Лазенки» и «Вилянов», замка Вавель, усадеб в Пулавах и Сеняве, Несвеже, Подгорцах и Митаве стали основой Императорской публичной библиотеки Эрмитажа и Арсенала. Уже в середине XIX века он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. Тогда же в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XIX века в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства. В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена были очень ценные произведения, в том числе и средневековых мастеров, например, всемирно знаменита картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которая была написана в Голландии в XVII веке, в переломный период между средневековьем и Новым временем.

Традиционно в состав Эрмитажа включались пять зданий: Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Расстрелли) Малый Эрмитаж (1764 — 1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот) Старый Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен) Новый Эрмитаж (1839 — 1852, архитектор Лео Кленце) Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги). Позже в состав Государственного Эрмитажа вошли Меншиковский дворец (1710 — 1720, архитекторы Дж.-М.Фонтана, И.-Г.Шедель) Здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси).

Побывать в Петербурге и не совершить экскурсию по рекам и каналам – значит так и не увидеть «Северную Венецию», как давно говорят о Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, как и Венеция, притягателен для людей не только своей красотой; прежде всего, это города с особой судьбой. Оба они со временем превратились в основные города сильной морской державы, а по своей атмосфере — в некое «государство в государстве» со своим укладом и привычками. Как есть особый стиль Венеции – так есть и петербургский стиль. Речной трамвайчик плавно провел нас по Фонтанке, Мойке, Большой и Малой Неве. Главное украшение рек и каналов – набережные, фигурные ограды и мосты. Гигантские металлические мосты с разводными пролетами, каменные «горбатые», ажурные мостики над малыми речушками и висячие над небольшими протоками. Всего их более 340. Экскурсия по рекам и каналам рассказала о настоящем и прошлом, о том, что давно перестало существовать как водный путь, превратившись в улицы – как, например, линии на Васильевском острове. А ночью мы увидели, как разводят мосты…

День седьмой «Ладога Старая и Новая»

В 120 км от Санкт-Петербурга расположены Старая и Новая Ладога. По дороге туда мы узнали нам рассказывали о блокаде Ленинграда, боях за город, героизме и трагической судьбе его жителей. Этот рассказ продолжили экскурсоводы музея, который мы посетили по прибытию в Старую Ладогу, они рассказали нам о Дороге Жизни через Ладожское озеро и памятнике военной истории «Грузовик».

Мы в Старой Ладоге. В одном из вариантов толкования «Повести временных лет» Ипатьевского списка древне-русской летописи, ладожане в 862 году в целях защиты своих земель от набегов пригласили на княжение варяга Рюрика: «И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седее старейшин в Ладоге Рюрик», хотя в других вариантах прочтения говорится, что он сел княжить в Новгороде (Рюриково городище). Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 865 год). Город известен также, как часть пути «из варяг в греки». По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега. Древняя Староладожская крепость, ставшая «сердцем» сегодняшней Старой Ладоги, стоит на месте впадения реки Елена в Волхов. Во времена Новгородской Руси была стратегически важным местом, потому что, это была единственная возможная гавань, где могли остановиться морские суда, не способные плавать по порогам Волхова. В 1703 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. Город Новая Ладога расположен на левом берегу реки Волхов, в месте впадения её в Ладожское озеро, в 121 км от Санкт-Петербурга. Центр города занимает треугольный остров, ограниченный с севера «старым Петровским каналом», с юго-востока — рекой Волхов, с запада — рукавом того же Петровского канала, соединяющегося с рекой. До возникновения города на этом месте находился Николо-Медведский монастырь, возникший в XIV. В 1702 году по приказу царя Петра I, во время Северной войны территория Николо-Медведского монастыря была обнесена земляным валом и рвом, а в устье Волхова создана судостроительная верфь. 13 апреля 1704 года царь распорядился направить сюда для образца корабли с соседних верфей на реках Сясь и Свирь. Из Белоозера, Пошехонья, Олонца и Каргополя доставили около 2 тысяч работников. В 1719 году по указу царя начато строительство «старого Петровского канала». В 1763—1769 годах будущий генералиссимус А. В. Суворов командовал Суздальским пехотным полком в Новой Ладоге, где составил «Полковое учреждение» (1764—1765) — инструкцию, содержавшую основные положения и правила по воспитанию солдат, внутренней службе и боевой подготовке войск. В 1861—1866 годах параллельно «старому Петровскому каналу» по самому берегу Ладожского озера прорыли новый, более глубокий канал. Во время Великой Отечественной войны город сыграл огромную роль в поддержке сообщения с осаждённым Ленинградом по легендарной Дороге Жизни и как одно из мест дислокации Краснознамённой Ладож¬ской Флотилии.

Восьмой день «И слились воедино природа и мастерство»

Мы отправляемся в Павловск. В 26 км к югу от Санкт-Петербурга, на месте нынешнего Павловска, ещё в XIII веке новгородцами была построена деревянная крепость, названная ими «Городок на Славянке». Эти земли входили в Водскую пятину Новгородской земли. Павловск основан в 1777 как село Павловское, имение наследника престола будущего императора Павла I, подаренное ему матерью Екатериной II, которая начинает строительство здесь будущей резиденции. C воцарением Павла на трон в 1796 Павловск становится царской резиденцией и получает статус города. После смерти императора в Павловске проживает вдова Мария Фёдоровна, при которой дворец и парк достигают расцвета. Однако со смертью императрицы в 1828 начинается закат Павловска, как императорской резиденции. Он переходит сначала к брату Николая I Михаилу Павловичу, затем к великому князю Константину Николаевичу, которые не уделяют должного внимания уникальному дворцово-парковому комплексу. В 1837 — Павловск становится конечной станцией первой в России железной дороги и начинается его расцвет как места загородных прогулок петербуржцев. Во второй половине XIX века Павловский вокзал становится местом музыкальных концертов, на которых дирижировал сам Иоганн Штраус.

В 1917 дворец и парк национализированы, планировалось обустройство музея, однако с 1926 дворец превращен в склад, коллекции разграблены. Только перед войной на правительственном уровне принимается решение о создании музея, но уже летом 1941 сотрудники музея занимаются спасением музейных коллекций. К сентябрю 1941 большая часть коллекций вывезена или спрятана в тайниках. Во время войны дворец и парк, попавший в зону оккупации немецких войск, сильно пострадали, в 1946—1973 практически восстановлены, хотя реставрационные работы идут до сих пор. На территории города находится великолепный дворцово-парковый ансамбль, созданный великими архитекторами классицизма Чарлзом Камероном, Винченцо Бренной, Андреем Воронихиным и другими. Центр ансамбля — дворец, построенный в 1782—1786 и многократно перепланированный в 1797—1824 (на последнем этапе в строительстве дворца участвовал знаменитый Карл Росси), состоит из основного здания и боковых флигелей, соединённых с ним галереями-переходами. Перед дворцом — памятник основателю Павловска — Павлу I. Примыкающий к дворцу парк создан в английском (пейзажном) стиле с многочисленными романтическими постройками. Один из крупнейших в мире (600 га). 1989 году Павловск был внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Недолгая дорога и мы в городе Пушкин, более известном как Царское село. На картах, составленных для Бориса Годунова было указано поместье под названием «Сарица», которое позднее трансформировалась в «Сарскую мызу» (возвышенное место – финск.), затем в «Саарское село», и, наконец, стало Царским Селом. Датой основания города считается 24 июня 1710, когда по указу Петра I Сарская мыза была подарена Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. С этого времени стал складываться дворцово-парковый ансамбль Царское Село. В царствование Елизаветы Петровны Царское село стало императорской резиденцией, вокруг которой сложилось поселение. С этого времени ведется строительство Большого дворца в качестве загородной императорской резиденции. Было улучшено состояние Московского почтового тракта, ведшего в Царскому Селу. Вдоль дороги установили мраморные верстовые столбы, которые сохранились до сих пор. Дворец же был назван Екатерининским и по замыслу его создателя архитектора Растрелли отличается особой пышностью и богатством. Дворец с Янтарной комнатой – мировой шедевр архитектурного – скульптурного и декоративно – прикладного творчества целого ряда великих мастеров. На протяжении XVIII – XX вв. он был основной загородной императорской резиденцией. Классический Александровский дворец, находящийся рядом, был немым свидетелем последних месяцев пребывания под арестом Николая II и его семьи.

Заслуженную славу городу Пушкину принес Царскосельский лицей, в котором учились будущие прославленные поэты, революционеры и другие общественные и государственные деятели России, чьи имена вошли в историю: А.Пушкин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, И. Пущин, М. Горчаков.

Когда-то, на окраине Афин близ храма Апполона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе. Его создатели надеялись, что Царскосельский Лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности. Постановление о Лицее было подписано Александром I , в нем констатировалось, что он учреждается с «целью образования юношества, особенно предназначенного к важным частям государственной службы». В Лицей зачислялись «отличнейшие воспитанники дворянского происхождения, от 10 до 12 лет, числом не менее 20, но не более 50». Один из пунктов документа гласит: «Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с российскими университетами». Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться богу и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда — три часа занятий. В шестом — прогулка и Гимнастические упражнения. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой — катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию — рисование, чистописание, музыка, пение. Обучение в лицее разделялось на два курса, один из которых назывался начальным, а другой окончательным. Каждый продолжался по три года.

На первом этапе изучались языки (русский, латинский, французский, немецкий), основы закона Божия, логики, математические, естественные, исторические науки, “первоначальные основания изящных письмен: избранные места из лучших писателей с разбором оных… изящные искусства… чистописание, рисование, танцы, фехтование…”. На первом этапе обучения педагогам вменялось особое внимание уделять словесным наукам. Уроки словесности должны были учить воспитанников ясно и логично мыслить, прививать им вкус к изящному слову. Что же касалось уроков танцев, пения, рисования, то они на первом этапе обучения должны были доставлять радость и развлечение.

На втором этапе обучения упор делался на развитии рационального мышления. Это достигалось не столько введением новых дисциплин, сколько коренным изменением содержания прежде изучаемых. На первый план на этом этапе выдвигались науки “нравственные”, рассказывающие об устройстве гражданского общества, правах и обязанностях гражданина, физические и математические науки.

Пушкин был настоящим питомцем Лицея. Его энциклопедическая образованность общеизвестна, а его знания были по-настоящему глубокими. Наставники поэта исполнили свою задачу, пробудив в юноше страсть к «умственным исканиям». Но Пушкин вынес из «царско-сельских садов» и другое «наследие юности». Это был «прекрасный союз» лицеистов, которому он был верен всю жизнь.

Девятый день «Домой»

Стучат колёса. За окном российские просторы. Незнакомые, совсем не крымские, но родные пейзажи. Мы едем домой. Как и у Пушкина, «друзья, прекрасен наш союз»! За эти несколько дней мы подружились, многое узнали друг о друге, не теряем связей и сегодня. «Город на Неве» произвёл на меня неизгладимое впечатление. Надеюсь ещё не раз туда вернуться. Начало положено. Большое спасибо за это нашей «Русской общине Крыма», тем людям, которые подарили и отлично организовали эту прекрасную поездку. До новых встреч, «Питер»!

Пучков Андрей,

ученик 11-го «В» класса

симферопольской гимназии №1

им. К.Д. Ушинского

АР Крым г.Симферополь

Сентябрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930