Без рубрики        26 сентября 2013        467         0

Две Руси, две грустных повести

Михаил Шеремет
 
Все СМИ пестрят заголовками о том, что правительство Украины 18 сентября единогласно одобрило проект соглашения об ассоциации с Евросоюзом, которое должно быть подписано на саммите в Вильнюсе в конце ноября текущего года.
Вдруг с грустью в сердце вспомнил куплет, из песни известного крымского певца и поэта Андрея Сидорова: «Были у России два крыла: справа – Украина, слева – Беларусь…» Эти слова бередят не только мою душу, но и миллионам русским соотечественников, живущих ныне за рубежом, цветочной пыльцой распылившихся и осевших во множестве общин.
К ним следует добавить еще и многие миллионы людей, для которых русский язык и русская культура, ее обычаи и менталитет стали родными. А значит, извечный русский вопрос для нас продолжает оставаться болезненной, как оголенный зубной нерв, темой.
Эта неблагодарная проблематика, конечно же, никогда не покидала и меня. Я давно на этот счет собирался поделиться своими мыслями. Но знаете, как это обычно в жизни бывает — то времени не хватает, то вдохновение отсутствует. И все же я упорно несколько раз садился за стол с твердым намерением, начинал писать в заданном ключе и даже доходил до середины, но останавливался. Вероятно, потому, что начало, с моей точки зрения, было как бы посредственным, а с углублением в столетия выходил не живой рассказ о небольшом, по меркам истории, выдающемся периоде времени, а по-чиновничьи сухой и местами смазанный отчёт о развитии новой формации.
С вашего позволения, я перестаю заниматься самобичеванием, тем более что я обычный, говоря «совковым» языком, «чайник», совсем не претендующий на почетное место в плеяде поднаторевшей в своем мастерстве уважаемой журналисткой братии. При этом хочу отметить, что мало красиво говорить и излагать свои мысли на бумаге – надо еще иметь аудиторию, которая тебя услышит. Я считаю, что вы, читатели «Крымского Эха», именно та аудитория. Поэтому не будем ходить вокруг да около, а перейдем сразу к рассмотрению очень непростого вопроса.
Как же так стало, почему Малороссия стала «Украиной», а ее русское население – «украинцами»?
Для этого необходимо обернуться назад и с головой окунуться в шальные девяностые. Именно тогда, в августе 1991 года, в одночасье, не удосужившись спросить сограждан некогда Великой державы, власть имущие росчерком пера в дремучей чаще Беловежской пущи поставили под сомнение исторический выбор всего народа, воплощением воли которого, несомненно, являлась Великая Переяславская Рада. С тех самых пор миллионы сограждан стали заложниками свершившегося факта, обрекшего их на мучительные тревожные предчувствия, заставляя пристально вглядываясь в наше далекое прошлое и совсем близкое настоящее.
Именно там они по наитию пытаются найти ответ и объяснение тому, что и почему происходило в прошлом, продолжается в настоящем и чем это грозит нам в грядущем. На мой взгляд, решение таких волнующих загадок может гарантировать честный и прямой ответ о том, при каких условиях и по какой причине на территории изначальной Руси появилась новая реальность – Украина?
Сегодня известные историки сходятся во мнении, что это произошло в связи с возрастающей в то время ролью (матери городов русских) древнего Киева как великокняжеской столицы. Термины «Русь», «Русская земля» уже к началу ХII века распространились на всю территорию расселения большинства славянских, ряда финских и балтийских племен, подконтрольных династии Рюриковичей. Об этом говорится в древней Лаврентьевской летописи, дожившей до наших дней.
Нужно заметить, что разделение Руси на Великую и Малую прижилось довольно быстро. Например, в грамоте к Великому магистру Тевтонского ордена Дитриху от 20 октября 1335 года Галицко-Волынский князь Юрий II именует себя «Dei gratia natus dux totius Russiae mynoris» («Божьей милостью прирожденный князь всей Малой Руси»).
Необходимо добавить и то, что простой народ Малой Руси сам себя называл, говоря языком буквоеда того времени, не иначе как «малороссы». То есть, если б в то время вы задали вопрос любому обывателю о том, какого ты рода-племени, он бы, не задумываясь, дал ответ: «Я русин!»
Вот, к примеру, фрагмент «лямента» (плача) Львовского ставропигиального братства, датированный 1609 г.: «Утяжелени естесмо мы, народ Русский, от народа Польского ярмом.., чим бы толко человек жив быти могл, того неволен русин на прирожоной земли своей Русской уживати, в том-то русском Львове». И так было до конца ХIХ — начала ХХ вв.
Но умелые манипуляторы – как внешние, так и внутренние враги Русского государства ввели в действие долгосрочный план его расчленения, следуя беспроигрышному принципу «разделяй и властвуй». Они использовали в своих целях реальные этнографические различия между великорусской и малорусской народностями, накопившиеся за поколения их раздельного сосуществования.
Данный вероломный план продолжает осуществляться по сей день. Между прочим, само понятие «Украина» и производное от него «украинцы» до XVIII века ни на Руси, ни в Польше не имели этнического значения и применялись только в отношении пограничных земель и жившим на них либо нёсшим на них службу людям. Такие обозначения относились не только к территории нынешней Украины, где со временем они закрепились в качестве имени собственного. В многочисленных источниках и летописях встречаются упоминания о различных «украинах».
Классический «Толковый словарь живого великорусского языка» Даля (издание 1865 года), объясняя это слово, приводит такие примеры: «Сибирские города встарь звались украйными. На территории современной Украины для использования этого слова могла иметь значение как граница между Русским царством и Речью Посполитой, так и граница между оседлым и кочевым миром (Диким Полем)». Из вышесказанного следует, что слово «украинцы» употреблялось как прозвище в применении к жителям пограничья любой национальности, например, подобное значение имеет слово «сибиряки».
Никто сегодня не скажет, что сибиряки – это не русский народ, но все знают, что они отличаются стойким здоровьем и выносливостью, то есть имеют свои особенности. Так и украинцы — русские люди с украйны, но с казачьими повадками. А первые попытки употребления его в виде этнонима предприняли поляки накануне восстания 1862 года, тогда они заговорили об особой нации украинцев — смеси поляков с польской украины, которые в итоге ассимилировали русскую шляхту.
И только после победы Февральской революции 1917 года в России слово «украинцы» постепенно стало приобретать повсеместное хождение. А само слово «украинцы» в этническом смысле на официальном уровне бесповоротно укоренилось лишь с созданием УССР. В Галиции это произошло только после вхождения ее территории в состав УССР в 1939 году, в Закарпатье – в 1945 году.
В свете последних диалектологических исследований ученые установили, что русский язык имеет девятнадцать говоров, разительно отличающихся друг от друга как произношением звуков, так и словарными особенностями. В результате если бы сегодня на основе подбора в каждом из говоров несходного с другими и пополнения недостающего из иностранных языков образовалось бы девятнадцать литературных языков и девятнадцать местных литератур, то по такому принципу любая культура сделалась бы невозможной.
Скажите, чем не воплощение мечты лидера фашистской Германии Гитлера, в свое время заявившего: «Мы тогда победим Россию, когда украинцы и белорусы поверят, что они не русские»?
Возвращаясь к реалиям сегодняшнего времени, необходимо отметить, что принятие знакового решения о вступлении в ЕС депутатами Верховной Рады Украины вопреки воле народа, активно лоббируемое украинскими олигархами, сопоставимо для граждан страны с недавно предсказанным концом света. Ведь в ноябре 2013 года в Вильнюсе официальный Киев собирается окончательно отказаться от Таможенного Союза с братскими странами и подписать соглашение об ассоциации с ЕС в период саммита Восточного партнерства.
Как видим, история повторяется, только выводы, к сожалению, делаются как-то неохотно. «Еще со времен Петра I, несмотря на желание верхов идти в Европу, русский люд, видимо, по наитию упрямо шел на Восток в поисках земли и воли! И однажды, в XVII веке, вышел к берегам нового океана. Сегодня все четче и громче слышны голоса людей с импровизированных трибун пронесшихся по всей стране протестных митингов, на которых граждане не просят, а требуют от выбранного ими руководства страны выполнения конституционных обязательств.
Нынешняя властная верхушка в очередной раз пытается единолично принять судьбоносное для страны решение, тем самым совершив плевок в лицо собственного народа, лишив его конституционного права на самоопределение и выбор. Митингующие неустанно напоминают правящей элите, что к власти она пришла благодаря декларируемым тезисам и главные из них — о стремлении к братской дружбе с Россией и решении вопроса по русскому языку путем законодательного закрепления за ним статуса второго государственного.
Только как бы ни звучало это странно, такие законопроекты в Раде синхронно блокируются нами же выбранными депутатами от правящей партии в тандеме с профашистской организацией с сомнительным названием «Свобода». Хотя в обмен на голоса избирателей от фракции, представленной в парламенте абсолютным большинством, требуется так мало — всего лишь иметь терпение и понимать психологию различных сегментов населения Украины, не питать призрачных иллюзий на предмет интересов внешних игроков.
И на основании выше сказанного не испытывать народное терпение, а выстроить грамотную, последовательную и честную политику по отношению к своим согражданам. Равно как и выстроить внешнюю политику Украины так, чтобы получить, возможно, более эффективную поддержку и преференции извне, между тем помня о том, что на протяжении всей истории ни одна попытка славян «войти в Европу» не заканчивалась успешно!
И я твердо уверен: при наличии политической решительности и трезвой оценки ситуации, возможно повернуть вспять развитие даже такого катастрофического сценария. Ведь воссоединение Украины, России и Белоруссии – трёх частей одного целого для абсолютного большинства граждан страны является очевидным и неизбежным. А временщикам, злоупотребляющим доверенной им народом властью, попирающим наше достоинство, веру и честь, рано или поздно придется ответить за свои деяния.
 
Михаил Шеремет, председатель Симферопольской организации партии «Русское Единство»
 

Сентябрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30